110 подписчиков

Кто и когда изобрел паровую машину

Добрый день! Приветствую на канале Страна Умназия 💫!

Сегодня поговорим о таком изобретении человечества как паровая машина или тепловой двигатель. О том, что можно использовать энергию пара, люди догадались давно.

Первую паровую машину придумал Герон Александрийский около 2000 лет назад. Это было еще в Древней Греции. Он создал насос для перекачивания воды, а источником тепла служило солнце.

Но изобретение механика Герона было со временем забыто. Ведь в Греции было много рабов, которые делали эту работу бесплатно…

Паровая турбина Герона.
Паровая турбина Герона.

А к концу XVII века инженеры сразу в нескольких странах пытались изобрести машину, которая бы работала за счет силы пара.

Давайте посмотрим, как работает самая простая паровая машина.

Вода в закрытом котле доводится до кипения и превращается в пар.

Пар может выйти только через маленькое отверстие в специальный цилиндр.

В цилиндре находится подвижный поршень, который выталкивается наверх силой пара. (примерно как крышка на кастрюльке с кипящей водой).

Этот поршень в свою очередь толкал другие механические детали (например, лопасти мельницы или коромысло от насоса).

После того как пар выполнит свою работу, он выходит через клапан наружу, цилиндр немного охлаждается и поршень опускается обратно.

Схема работы паровой машины.
Схема работы паровой машины.

Правда, в таком варианте движение останавливается каждый раз, когда поршень опускается вниз.

В 1698 году англичанин Томас Севери получил патент на паровую машину. Ей пользовались для откачивания воды из подземных шахт и для водяной мельницы.

Впервые паровая машина Севери начала работать в России. Ее выписал из Англии Петр I. Эта машина качала воду из реки Фонтанки для фонтанов Летнего сада в Санкт–Петербурге. Но первые паровые машины были мало эффективны, часто ломались и даже взрывались. Многие талантливые инженеры пытались усовершенствовать их.

Лучше всего это удалось англичанину Джеймсу Уатту в конце XVIII века.

Схема паровой машины Дж. Уатта.
Схема паровой машины Дж. Уатта.

Он работал механиком, и ему постоянно приходилось ремонтировать эти чудо-машины, но они все равно плохо работали.

После многолетних опытов и размышлений он понял, как можно улучшить паровой двигатель. И у него это получилось.

Усовершенствованный механизм Джеймса Уатта стал изобретением века и положил начало промышленной революции. Случилось это в конце XVIII века, в 1782 г. Вскоре его машины выпускались уже сотнями экземпляров.

А за несколько лет до этого русский изобретатель Иван Ползунов построил паровую машину с двумя цилиндрами.

Фото с сайта yandex.ru
Фото с сайта yandex.ru

Из котла, в котором кипела вода, пар поднимался сначала в один цилиндр и выталкивал его поршень наверх. Когда тот опускался, пар уже наполнял второй цилиндр. Таким образом, поршни поднимались вверх по очереди и движение не прекращалось.

Движение поршней передавалось мехам, которые качали воздух в огромные печи для плавки металла.

Но когда машина через какое-то время разладилась, починить ее было некому. Поэтому ее разобрали и выбросили.

Надеюсь вам было интересно читать.

Буду рада вашим лайкам и новым подписчикам. Присоединяйтесь, впереди много интересного!