Проведём весёлый эксперимент. Не лезьте сейчас в поисковик или на полку за словарём, а попробуйте сформулировать "что такое цинизм" самостоятельно, опираясь на свои знания и свой опыт.
"А потом вместе посмеёмся".
Я тоже приму участие в эксперименте. "Цинизм - это злостное небрежение общественными устоями". Разумеется, ни в какие словари я не заглядывал. Уверен, что там не так.
Моим любимым фильмом в детстве был "Расмус-бродяга". Там Альберт Филозов голосом Олега Даля поёт такую песенку:
Вот и мне б за это взяться, чем я хуже?
Но заросшие люблю я пустыри.
Хорошо, когда начищено снаружи,
Но важней, чтоб сору не было внутри.
Вот это и есть – цинизм. Он (бродяга Оскар в кримпленовых клёшах) противопоставляет себя не людям – устоям. Люди ведь не виноваты, что им не претит "начищать снаружи", а ему претит. Но делать как все, чтобы не вызывать у всех раздражения, он не будет.
Циник раздражает, не потому что выпендривается. Он раздражает, потому что говорит правду, о которой общество предпочитает не помнить или хотело бы не знать вовсе. Ну представьте себе гостя, которого вы пустили в туалет попудрить носик, а он, попудрив, рассказывает: "Там у вас застарелое дерьмо присохло к унитазу, я потёр ёршиком, но всё равно осталось чуть-чуть, не оттирается". И приводить этот пример – цинизм, фу.
Вообще-то циники – это древнегреческая философская школа. Образовалась она вот так. В Древней Греции, в городе Афины, в IV веке до нашей эры жил философ Сократ. Он был очень мудрым человеком и патриотом Афин. Когда случалась война, Сократ не говорил «ах, я философ, мне воевать не положено», а брал копьё и шёл сражаться.
Однажды в бою Сократ спас полководца Алкивиада, своего ученика, а тот впоследствие возьми и перейди на сторону врагов Афин – спартанцев.
Афинские правители жутко разозлились и, припомнив, что это Сократ когда-то спас Алкивиада, устроили суд над Сократом. Дескать, своими речами Сократ подрывает веру в старых богов и «развращает юношество». Несправедливый суд приговорил Сократа к смерти. Именно после этого в Древней Греции появились киники.
Ученик Сократа по имени Антисфен был оскорблён тем, что граждане Афин казнили его учителя – мудрого и благородного человека, прикрываясь заботой об «общественной морали». И решил: общественная мораль – ложь и зло! Богачи и политики используют её для прикрытия своих корыстных интересов.
Он создал собственное учение, направленное против богачей, властолюбцев и существующей для оправдания их власти общественной морали. Как установили позже "циники" Маркс и Энгельс, общественная мораль носит классовый характер. Что это значит?
Это значит – человек искренне считает, что "так угодно Богу", а на самом деле – так угодно власти. Например, благотворительность. Ну что, казалось бы, может быть угоднее Богу, чем жертвовать Нюте Федермессер или Чулпан Хаматовой "на больных детишек"!
(Об истинной роли благотворительных фондов, о настоящей причине их популярности мы немного писали здесь.)
Антисфен учил, что жить надо просто, довольствуясь самым необходимым. Человеку не нужны комфорт и богатство, не нужна власть, не нужно даже уважение других людей. Последний момент нуждается в пояснении: люди уважают не тех, кто честен и добр, а тех, кого боятся или кому завидуют.
Собственно, этот идеал и был явлен в фильме, странно, что его не запретили.
Наверное, от слов "Астрид Линдгрен" у тогдашних чиновников начинался приятный разжиж мозга: "Раз Астрид Линдгрен, то можно".
И очень напрасно. Посмотрев этот фильм, я, конечно, ничего не понял, но очень многое почувствовал, и в результате перестал ходить в школу. С шестого по десятый класс прогулял не меньше четверти всех уроков. Круче меня был только Пыкич, тот четвертями в школе не показывался.
И Пыкич, и я всегда прогуливали в одиночку. Он – потому что был слишком крут, жизнь на кошарах мало кто потянет из сопленосцев. Я – почти по той же причине: не было человека, с которым можно было бы разделить поэзию бродяжничества (пусть и с добропорядочными заходами домой каждый вечер). В общем, смело приводите детишек в "Лучик", обучу хорошему.
Самым ярким продолжателем учения Антисфена был Диоген родом из города Синопа. Всё, чему учил Антисфен, он исполнял буквально. Жил на улице с бродячими собаками, питался объедками и презирал любые общественные приличия.
Рассказывают, что Диоген просил подаяния у статуй – «чтобы приучить себя к отказам». Однажды он произносил речь на городской площади. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг сразу собралась сотня зевак. «Вот, афиняне, цена вашего ума, – сказал им Диоген. – Когда я говорил вам разумные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот».
Антисфена, Диогена и других приверженцев этого учения стали называть киниками – от древнегреческого слова «кион» (κύων) – «собака». Дескать, они ведут себя как последние псы – живут на улице, едят что попало и никого не стесняются.
Из древнегреческого языка слово перешло в латинский. А в латинском языке звуки «к» и «ц» обозначались одной буквой, поэтому, например, мы иногда говорим «цезарь», а иногда – «кесарь». Вот и киников стали называть циниками.
Постепенно слово «циник» утратило связь с философским учением; теперь так называют людей, которые совершают неблаговидные поступки и не стыдятся этого.
Например, говорят правду, и не делают поправок на то, как та правда может быть воспринята, нужна ли она вообще здесь кому-нибудь.
Или поступают так, как им хочется, как они считают возможным и необходимым, не считаясь с последствиями...
Правы ли циники?
Послушаем, как проповедует бродяга Оскар:
Нет, я вам что должен сказать? Вот некоторые люди – работают для того, чтобы обрасти добром. А что это – добро? Вместе с добром появляются всякие заботы, нудные обязанности, так что не такая уж это хорошая штука – добро. А нет у тебя ничего – и ты вольная птица. Можешь идти –куда хочешь, работать – когда проголодаешься, думать – о чём хочешь, и петь... тоже о чём хочешь!
Красиво. Ей-богу, красиво!
Однако говорит он эти легко и просто доходящие до сердца слова, сидя за столом хозяйки, попользовавшись её "добром", нажитым ценою исполнения "нудных обязанностей". Да, свой обед Оскар заслужил, дров переколол куба четыре, на "селёдку с картошкой" хватит (имеется в виду жареная сельдь с жареным картофелем, скандинавское повседневное блюдо, а не то, что воображает себе нормальный человек при словах "селёдка с картошкой" – зелёный лучок и "чарочку".)
Но – не будь всех этих Мартин, Марий и Хетбертш, проводящих жизнь в нудных заботах и поющих не о том, о чём хочется, откуда бы взялась возможность "поработать, когда проголодаешься"?
Ложь – это "метафизический клей" (не помню, кто сказал). Не будь прибавочного продукта и добавочной стоимости, не будь насилия, охраняющего несправедливость, и не будь лжи и самообмана, примиряющих со всем этим, не было бы и человечества, скорее всего.
Или было бы?
Я как циник считаю, что не было бы. А потому мы, циники, паразитируем на теле общества. Хотя, если подумать, ведь для чего-то же и паразиты нужны?
Читайте:
Рассказ про Пыкича, в нём почти всё правда
Хотел бы дать ссылку на любимый фильм детства, но дзен яростно трёт видео, если на них не эм-эм-эй и не новости об успехах спецоперации, а старый хороший советский фильм. Несовместимость у компании "Яндекс" и советского кино. Надеюсь, что юридическая.