Как быть, если в технических средствах ограничен, но качественно модель сделать очень заинтересован? Знакомая ситуация, не правда ли? Думаю, каждый из нас, моделистов, хотя бы раз, да оказывался в такой ситуации. А уж если моделист начинающий, и всех нюансов ещё не знает? Неужто забросить модель сразу же?
Добрый день, читатели и подписчики канала #fon-kraft . Приглашаю сегодня присоединиться к своеобразной "Работе над ошибками".
Немного предыстории: ко мне обратился моделист со словами и желанием хорошо покрасить свежеприобретённую модель "Nissan Skyline 2000 gtr hard top" от "Tamiya". Как я понял из сообщения, его интересовал весь процесс, включая необходимую оснастку и приспособления. Насколько смог, коротко, я подсказал куда смотреть, какие статьи прочесть. В ответ коллега-моделист прислал фото с просьбой прокомментировать, добавить конструктивной критики и дельных советов, из которых можно было бы сделать выводы для создания следующей модели.
С разрешения Алексея - автора фотографий и собранной модели - я публикую фото его работы и постараюсь разобраться в ошибках, которые все мы делаем на том либо ином этапе творчества. Кроме того, попробую обозначить пути решения. Словом, выполнить этакую "работу над ошибками". Вы, уважаемые подписчики и читатели, можете разместить свои советы в комментариях. Разве что попрошу вас соблюдать вежливость и этикет в публикации.
Итак, напомню вводные данные: модель в масштабе 1/24; кузов модели окрашивался с помощью аэрозольной краски; перед окрашиванием была нанесена грунтовка, грунт наносился с помощью кисти. Кроме того, у Алексея возникли некоторые сложности с клеем.
Подождите освистывать создателя, если вы уже набрали для этого воздуха. Давайте, вначале, разберёмся с причинами.
1. Подготовка поверхности
Для начала следует понимать, что слой краски - суть - тонкая плёнка. Если вы "натянете" эту плёнку на стеклянную поверхность - получится глянец; а если на вяленное яблоко, то - морская рябь. Значит, что необходимо сделать? Всё верно: выровнять подложку. То есть, грунтовку.
В общем-то, для решения проблемы неровной поверхности есть два варианта: 1. нанесение грунтовки и краски с помощью аэрографа, либо из аэрозольного баллончика; 2. использовать промежуточное шлифование.
И если с баллончиком и/или аэрографом всё более-менее понятно, то вот как быть с их отсутствием? В этом случае следует прибегнуть к тонкому шлифованию. Да, это будет дольше, но работа того стоит.
Итак, вы покрыли кузов грунтовкой с помощью кисти. Оставьте модель для просушки на пару-тройку дней. За это время постарайтесь найти водостойкую наждачную шкурку номер Р1000-Р1500-Р2000-Р2500. Чем выше число, тем меньше размер абразивного зерна, тем более тонкое шлифование выполняется этой шкуркой.
Из опыта работы над моделями могу сказать, что наждачка Р1500 ощущается, как шероховатая бумага под пальцами, Р2500 - обычная бумага, только серого цвета.
Начинать шлифовку следует с бумаги с меньшим номером, постепенно переходя к большему. Следует смачивать место шлифовки водой, а саму наждачку споласкивать в воде, чтобы удалять абразивные частицы с места шлифовки - нам нужна гладкая поверхность, а не царапанный грунт.
2. Сушка поверхности
Вообще, по моим наблюдениям, любая модель дольше сушится, чем над ней работает мастер: то её следует просушить после склеивания, то после грунтования. Следом - шлифовка, а там уже и покраска. Везеринг, несколько сталий лакирования. И после каждой операции - сушка, сушка, СУШКА!
Но тут уже делать нечего: приходится признать это как факт. Если плохо просушить нанесённый грунт, то он поплывёт в процессе шлифования. Либо отслоится вместе с краской. Словом, в любом случае, отбросит нас на несколько шагов назад. А оно нам надо? Поэтому - не экономим на сушке. Ну, разве что, позволим себе её немного ускорить. Я, например, общую сушку крупных окрашенных деталей выполняю на поверхности радиатора отопления. Подстилаю неворсистую ткань, чтобы не повредить деталь от нагретого радиатора, и укладываю окрашенную деталь. Оставляю на ночь - этого бывает вполне достаточно.
В процессе же покраски для промежуточной сушки использую обычный фен. Главное, опять же, не "сжарить" деталь высокой температурой воздуха.
3. Работа с клеем
Как я уже рассказывал в предыдущей статье: клей - это не та область, на которой можно и нужно экономить. Запросто может статься, что ваш "найденный в закромах" тюбик с клеем (или баночка с резко пахнущей жидкостью и рукописной этикеткой из пластыря "КЛЕЙ") окажется очень агрессивным к пластику модели, что безнадёжно испортит клеевое соединение.
Добавлю, что при работе над моделью я руководствуюсь принципом "Необходимо и достаточно", то есть стараюсь не наносить клея сверх необходимого. Во-первых, излишки будут выдавлены из зазора соединяемых деталей и удаление их оставит некрасивые разводы. А во-вторых, даже если излишек клея будет оставлен для полимеризации, то впоследствии удалить его бывает очень трудно без риска повредить модель. Так и будет висеть эта высохшая капля клея, даже под слоем краски.
И не пытайтесь "натянуть" пластик детали на образовавшуюся щель. Каюсь, по молодости грешил таким способом, пытаясь скрыть неугодные зазоры. Но, во-первых, во времена моей молодости не было такого обилия шпаклёвок. А во-вторых, не было и цели делать "всамделишную" модель. Для пацанёнка поводом для эйфории был сам факт создания чего-либо своими руками.
Так вот, не уподобляйтесь несмышлёному мне: если в вашей модели образуются щели, то лучший способ от них избавиться - это использовать шпаклёвку. С последующим шлифованием.
4. Маскирование поверхностей
Сейчас речь идёт не об использовании элементов растительности для сокрытия вашей мастерской от постороннего взгляда. Речь идёт о защите деталей и поверхностей, которые нежелательно (или не следует) окрашивать/грунтовать на данном этапе.
Поверьте, сколь бы вы ни были усердны и внимательны, но законы подлости - это, пожалуй, единственные законы, которые сработают всегда и в любой ситуации: рука дрогнула, ворсинка на кисти выпрямилась и зафутболила капельку краски, любопытный кот прыгнул под руку - всех факторов и не перечислишь. Вот для исключения таких вот казусов следует использовать защитные покрытия. Особенно, если планируются работы с прозрачными деталями. Именно они (да ещё зеркально-хромированные поверхности) притягивают к себе внимание зрителей. Именно через стёклышки норовят заглянуть (и заглядывают) в интерьер автомобиля/самолёта. Поэтому и со стороны моделиста должно быть повышенное внимание к этим деталям набора.
Обязательно маскируйте детали, которые не собираетесь красить в данный момент. Колёса, например, вполне можно обернуть кусочками газеты, или пищевой плёнкой. Только оставьте выступающие клапаны, за которые вы, потом, будете удалять маски.
5. Нанесение прямых линий
Этот пункт очень тесно переплетается с предыдущим. Если вы ещё не приобрели рулончик модельного скотча, то сейчас самое время это сделать. И - нет, не надейтесь, что обычный малярный скотч вас и вашу модель выручит. Обманчивая погань - этот самый малярный скотч. Максимум, на что он годится - склеивать между собой слои маскировочной бумаги. Под воздействием краски малярный скотч способен отклеиваться в самых неожиданных местах, у него отгибаются кромки, под которые норовит забраться краска - и это я сейчас про покраску аэрографом. А уж если с помощью кисти - весь этот ужас реализуется немедленно. Поверьте, проходил.
Опять же, из опыта могу сказать, что сочетание контрастных линий: например, хромированных молдингов и тёмных панелей (равно, как и наоборот) всегда считывается очень хорошо. И если вы хотите вывести ровную линию, как на прототипе, то без маскирования поверхностей (оставив свободной лишь полоску, подлежащую покраске) никак не обойтись. И дело не в остроте зрения и твёрдости руки - физиология, тремор никуда и никогда не исчезает; меняется лишь его амплитуда.
6. Инструменты - ваши реальные помощники
Не стесняйтесь приобретать инструменты, которые необходимы вам для работы над моделями. Ну, в самом деле: если вам нужен молоток, то какой смысл забивать гвозди обломком кирпича? Точно так же и с модельным инструментом: поверьте, кистью с номером "000" куда сподручнее и удобнее расписывать мелкие детали, нежели кистью "Десяткой".
Соглашусь, что человеческий организм - уникальная машина, но и её возможности не безграничны. Поэтому: пинцетики, ножнички, иголки, шильца, "третьи руки", зажимы и всё остальное - очень даже имеют место быть. А уж приспособления для глаз - сам бох велел обзавестись ими. Очень много огрехов можно не допустить, либо исправить, если вы видите больше и глубже, нежели обычными глазами (даже если они без дальнозоркости).
7. Не бойтесь браться за новые проекты
Я тут, конечно, много написал-насоветовал, но это не должно было бы отвратить вас, уважаемые читатели, от увлекательного процесса технического творчества. Поверьте, в каждом из нас заложен необыкновенный потенциал, просто надо дать ему возможность проявиться.
Никому не удалось написать увлекательный роман с первого раза; ни один рекордсмен не поставил свои рекорды сразу же, после выхода на спортивную арену. И точно так же в моделизме: каждый мастер должен пройти через свою долину проб и ошибок.
Поэтому, если вы в чём-то ошиблись, то сделайте паузу, проанализируйте свои шаги, сделайте работу над ошибками - и не бойтесь идти дальше. В конце-концов, а зачем, тогда, промышленность постоянно разрабатывает новые сборные модели? Да для того, чтобы мы их собирали!
Ну, что же, позвольте на этом завершить свою статью. Надеюсь, изложенные материалы пригодятся вам в дальнейшей работе.
Дополняйте сказанное, публикуя свои комментарии - ведь для этого они и существуют.
Жамкайте "палец-вверх", если статья оказалась полезной. И не забывайте подписываться на каналы, которые показались вам увлекательными. Помните - Дзен больше ничего никому в ленте не рекомендует.
Всем - творческих успехов! С вами был, Fon-Kraft.
Ну, а для тех, кто ещё живёт в мире моделизма и прочих приятных увлечений - добро пожаловать в витрину "Миры фон Крафта" (ссылка кликабельна) для того, чтобы выбрать и приобрести свою первую модель для сборки, или что-нибудь из инструментов, или красок и так далее.
Ваш Fon-Kraft.
В общем, как вы уже догадались, теперь ваш выход - самое время писать комментарии.
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).