Доброго дня всем интересующимся темой стендового моделизма.
Если вы внимательно прочитали (а затем и повторили) все предыдущие статьи, уверен, на полке у вас уже гордо возвышается первая собственноручно собранная модель. И, может, она неровно покрашена, и с потёками клея, или не покрашена вовсе, но она - ваша первая! Значит, заслуживает внимания и уважения.
Скорее всего, желание творить у вас не пропало, и вы уже приобрели второй набор. И, как правило, к этому времени, моделист уже замечает, что пластиковые детали имеют неоднородности: где-то панели не прилегают друг к другу, образуя щели. В других местах - образуется "пропеллер": часть панели выступает над соседней деталью, другая часть - проваливается под неё. На деталях обнаруживаются усадочные раковины и круглые "пятаки" - технологические отметины от толкателей.
Такие дефекты могут располагаться изнутри детали - тогда их не видно, да и сборке они не мешают. Но бывает, что располагаются и на лицевой стороне, например: внешняя поверхность гусеничных звеньев, фигурки людей, плоскости самолётов и прочее-прочее.
Чтобы от них избавиться - следует воспользоваться специальным составом: шпаклёвкой.
Относительно в недавние времена моделист был ограничен в расходных материалах, потому пользовался тем, что удавалось достать. Например, эпоксидную смолу, или эпоксидную шпаклёвку из автомагазинов. Как правило, это были двухкомпонентные составы, которые требовалось смешать в определённой пропорции до начала работ и сразу израсходовать весь "замес", поскольку через некоторое время (обычно не более 20 минут) эпоксидка твердела и становилась непригодная к работе.
В настоящее время всё стало проще: нет, двухкомпонентные шпаклёвки никуда не ушли и, более того, имеют право на существование, но гораздо удобнее и комфортнее пользоваться однокомпонентными шпаклёвочными смесями.
Обычно она продаётся в алюминиевых тубах и сразу же готова к использованию. Для хранения достаточно поплотнее закрутить колпачок - на воздухе шпаклёвка твердеет за те же самые 20 минут (а, может, и ещё быстрее).
На самом деле - очень универсальная и удобная вещь: и неровности зашпаклевать-заделать; и поверхность вытянуть, и долепить недостающую мелочёвку - всё с нею можно сотворить. Главное, управиться до её полного высыхания.
А для работы с нею лучше всего применять латексные перчатки (засохшую массу сложно отмывать с рук); зубочистки, что-нибудь небольшое и плоское, чтобы наносить и заглаживать состав. Чем ровнее нанесёте слой, тем меньше придётся шлифовать. В идеале, конечно, обзавестись бы скульптурными стальными стеками-шпателями, но до них - ещё доберёмся.
А дальше всё просто: наносим небольшое количество шпаклёвки, заделываем дефект: или вытягиваем плоскость, или заравниваем раковину (следы от толкателей), либо и вовсе - формируем утраченный или недоделанный фрагмент модели.
Работаем аккуратно и быстро и оставляем деталь на просушку. Как правило, однокомпонентные шпаклёвки имеют основу на нитрорастоврителях. А потому быстро образуют твёрдый внешний слой, и долгое время остаются эластичными и податливыми под ним.
Чем толще слой, тем дольше он будет сохнуть. Иногда приходится ждать просушки в течение нескольких часов.
Дальше вооружаемся водостойкой наждачной шкуркой и шлифуем зашпаклёванную поверхность. Периодически шкурку споласкиваем в воде, чтобы смыть пыль и избежать засаливание наждачки.
В процессе шлифовки проявятся различные муаровые разводы, а в некоторых местах, и вовсе, снимется слой шпаклёвки до самой основы - это тоже нормально: срезается лишний слой материала, образуя ровную поверхность.
Критерием "Хватит. Довольно!" я вляются собственные визуальные и тактильные ощущения: когда ни глаз, ни пальцы не видят и не чувствуют перехода между пластиком и шпаклёвкой, значит, поверхность выглажена подобающим образом. А если ещё и нет следов от былых эффектов - поздравляю: вы освоили навыки работы со шпаклёвками.
Творческих успехов!