Как это ни прискорбно, но приходится признать, что российский рынок автомобильных запасных частей и расходных материалов тонет в болоте контрафакт. Поддельные детали встречаются везде, начиная со складов дилерских сервисных центров и заканчивая магазинами, занимающимися оптовыми или розничными продажами. Приобретая продукцию, не соответствующую техническим требованиям, автовладельцы не только несут убытки. Подчас они, сами того не ведая, подвергают жизни и здоровье людей опасности. И что делать со сложившейся ситуацией, непонятно.
Объяснения записных экспертов не внушают оптимизма. Рассказы о том, что оригинальную запасную часть можно отличить от подделки, сверившись с нанесённой на упаковку или корпус запчасти защитной маркировкой, звучат, мягко говоря, неубедительно. Реальность такова, что если производитель контрафакта располагает оборудованием, необходимым для производства технически сложных изделий, то обзавестись оснащением, позволяющим воспроизвести защитные штрихкоды или голограммы, для него не составит особого труда.
В качестве примера приведу пример из другой, не автомобильной области. Довелось мне побывать на охоте, два участника которой хвалились перед остальными охотниками дорогостоящими оптическими прицелами марки Nikon. Одинаковые, одной и той же модели, прицельные приспособления, как утверждали их владельцы, приобретались в фирменных магазинах. То-то было смеху, когда выяснилось, что нанесённые на корпус серийные номера тоже одинаковые. Правда, обладателям неведомо где изготовленных поделок, заплативших за товар немалые деньги, было не до смеху.
Вот и с автомобильными комплектующими ситуация ничуть не лучше. В такой ситуации автомобилистам, приобретающим необходимые детали, приходится ориентироваться не на штрихкоды или качество упаковки, а на характерные физические признаки, позволяющие, с достаточно высокой степенью вероятности, предположить, что перед ними не бесполезная поделка, место которой в помойном ведре, а качественно изготовленное изделие. А чтобы сделать это было проще, поделюсь личным опытом и рискну дать несколько полезных советов.
Не все датчики одинаковы
Датчик расположения коленчатого вала (ДПКВ) – простое, по современным понятиям, устройство. Но от исправности этой детали напрямую зависит работа двигателя внутреннего сгорания. И когда датчик выходит из строя, необходимо найти ему не абы какую, а качественную замену. Это, в свою очередь, означает, что не следует приобретать первый попавшийся аналог, лежащий на полке магазина запчастей. В ту пору, когда я трудился механиком и, по совместительству, снабженцем транспортного цеха, мне довелось убедиться в этом на практике.
Перестал заводиться двигатель ЗМЗ-406. Компьютерная диагностика показала, что ДПКВ приказал долго жить. Недолго думая, я доехал до ближайшего магазина запчастей и, сверившись с серийным номером, приобрёл аналогичный датчик, который тотчас установили на машину. Поворачиваю ключ в замке зажигания… Стартер крутит, но толку никакого. Мотор даже не схватывает. Другой на моём месте стал бы искать иную причину поломки. Но у меня возникло сомнение.
Вооружился я мультиметром и замерил сопротивление старого и только что купленного ДПКВ. И увидел, что положенных по техническому регламенту 750 Ом ни у того ни у другого изделия нет и в помине. Пришлось снова ехать в магазин, но на этот раз уже вооружившись измерительным прибором. Прямо у прилавка перемерил больше дюжины датчиков, и у всех отклонение от нормы 20% и более. В конце концов, попросил дать стоящий в три раза дороже аналог от BOSCH. И, о чудо, вот они, желанные 750 Ом! Пришлось раскошелиться. Двигатель запустился с пол-оборота.
Правда, со временем нечистые на руку дельцы научились подделывать и продукцию известных брендов. Так что теперь, когда нужен какой-нибудь датчик, и известны его характеристики, я без мультиметра в магазин не хожу. И вам не советую. Пустая трата времени.
Проверка на прочность
Понимание того, как правильно выбрать качественную запасную часть, приобретает особое значение, когда речь идёт о покупке ответственной и дорогостоящей детали. Например, распределительного вала. Изготовленный из неподходящего металла, плохо упрочнённый распредвал, как бы ни был он похож на настоящий, не прослужит долго.
Понятное дело, что марку стали покупатель в магазине определить не в состоянии. А вот на степень упрочнения кулачки, хотя бы в первом приближении, проверить можно. Нужно взять обычный болт и с усилием чиркнуть им по любому из кулачков. Если всё в порядке, следа остаться не должно. Ну а если есть особое желание, можно потратиться на покупку твердомера. Так, понятное дело, будет точнее.
Правда, встречаются продавцы, которые начинают возмущаться, дескать, что ты делаешь, деталь испортишь! Такая реакция говорит о том, что человек либо абсолютно не в теме, либо пытается впарить вам откровенный металлолом. Ведь в процессе работы распределительный вал постоянно находится в контакте с клапанами, гидрокомпенсаторами или рокерами. Детали, которая не в состоянии выдержать разовое взаимодействие с обычным болтом или щупом твердомера, место в металлоломе.
Правда, есть тут одна тонкость. Дело не только в твёрдости поверхности, но и в глубине упрочнения. Если упрочнённый слой слишком тонок, то когда он истирается, начинается быстрое разрушение материала. При этом нарушением требований обработки грешат не только фирмы, специализирующиеся на контрафакте, но и вполне добросовестные, на первый взгляд, производители.
Дело в том, что лучшим способом обработки распредвалов считается цементация. В отличие от электрозакалки, эта технология позволяет упрочнить металл даже в самых труднодоступных местах. Только скорость цементирования, как ни крути, составляет 0,1 мм в час. А время, как известно, деньги. Вот и вынимают детали из цементационных ванн раньше положенного срока.
По уму, за соблюдением технологии положено следить отделу технического контроля (ОТК). Представитель этой организации должен всякий раз, вместе с партией новых изделий, закладывать в цементационную ванну кусочек металла, называемый свидетелем. После завершения обработки свидетель распиливают и замеряют глубину упрочнённого слоя. Но это на предприятии. До покупателей свидетели не доходят. А потому, покупая 1 – 2 распределительных вала, приходится верить производителю на слово. Но когда речь идёт о приобретении большой партии товара, имеет смысл пожертвовать одной деталью, чтобы убедиться в качестве продукции.
Заключение
Словом, такие сейчас времена, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Ведь не станешь же судиться из-за каждой купленной запчасти. И продолжать эту тему можно бесконечно. Если она вас заинтересовала – пишите в комментариях. Я смогу дать ещё несколько полезных советов.