Невероятно, но факт: 1-ые ПДД дал миру человек, ни разу не водивший машину собственноручно.
Впрочем, если смотреть «по Гамбургскому счету», то самые-самые 1-ые ПДД придумал еще Гай Юлий Цезарь. То есть дело было в Древнем Риме, где, как вы понимаете, про автомобили еще и не думали.
Конечно, император дал лишь общие направления, а конкретику прописывали его многочисленные менеджеры помощники. В частности, уже тогда:
1) провели деление всего имевшегося в наличии древних римлян «автопарка» на колесницы, коляски, телеги, лошади и носилки;
2) вдоль дорог, по которым раскатывали такие необычные для нас транспортные средства, установили столбы, указывавшие расстояние до Рима;
3) женщинам (не важно – знатным или paбыням) запретили управлять колесницами.
В России же 1-м, кто установил правила передвижения на имевшихся на тот момент транспортных средствах, был… нет, не Петр I, если вы так подумали, а его отец – царь Алексей Михайлович.
Причем он сразу начал вoeвaть с пробками. Да-да, уже в то время! Разумеется, заторы были не везде, но в местах особых скоплениях людей, главным образом возле Кремля.
А для этого запретили имевшим чин ниже стольника въезжать на эту «территорию русских царей» на коне.
Следующий любопытный, если не сказать – кypьeзный указ в области ПДД выпустила императрица Екатерина Петровна. Она установила штраф для ездоков в Санкт-Петербурге за применение не только звуковых сигналов, но и слов, которыми они бойко старались разобраться с движением на дорогах.
Вероятно, это был самый 1-й штраф в области ПДД в нашей стране.
В дополнение к денежному взысканию могли выceчь – когда имели дело с простым людом. Самым строгим был «натуральный» штраф: за наиболее серьезные нарушения могли отобрать средство передвижения – лошадь.
Создателем же собственно ПДД для машин и пешеходов считают американца Уильяма Фелпса Ино. Это его надо поблагодарить за то, что в самом начале XX в. было упорядочено движение на дорогах, и с тех пор жизнь управляющих транспортом и пешеходов стала более безопасной.
Также этот энтузиаст автодвижения придумал и разработал:
1) дизайн многих дорожных знаков («пешеходный переход», «движение без остановки запрещено» и проч.);
2) «дорожный круг»;
3) правила выделения улиц с односторонним движением и упорядоченного перемещения по ним;
4) кольцевую развязку;
5) «островок безопасности для пешеходов»;
6) даже специализированную стоянку такси.
При всем том американский энтузиаст сам ни одним автомобилем ни разу в жизни не управлял – ни до создания им всех этих правил, ни после. Он даже понятия не имел, как это делается.
Возможно ли такое?
Да и как относиться к человеку, придумавшему правила в сфере, о которой он имел лишь общие теоретические представления? Не напоминает ли это героя рассказа Виктории Токаревой, который работал тренером по плаванию, а сам плавать не умел, за что его не уважали остальные?
Будучи бизнесменом, Ино имел предпринимательскую жилку. И мог изучить вопрос теоретически, а потом предложить практические пути его решения. И действовал он примерно как астроном, который сам лично в глубинах космоса никогда не бывал, но изучает звезды, квазары и проч.
В годы жизни Ино автомобили продолжали оставаться редкостью. По большей части. Поэтому сам он так и не удосужился сесть за руль.
Однако и тот немногий транспорт, который ходил по улицам Нью-Йорка, где жил тогда Ино, доставлял жителям хлопоты. Поэтому предложенные им нововведения – ПДД – можно считать своего рода ноу-хау в области техники безопасности большого города.
Будучи еще ребенком, Ино попал в затор. И потом рассказывал, что эта ситуация на всю жизнь врезалась ему в память. И во многом именно это детское воспоминание подтолкнуло его заняться упорядочением передвижений по дорогам.
Вот так детские воспоминания вместе с предпринимательской жилкой могут подтолкнуть человека придумать новшество в сфере, в которой сам он на практике, говоря языком простого народа, «ни бум-бум». :)
В продолжение темы истории транспорта читайте Дзен-статью «Как менялись цены на бензин в Российской империи, СССР, РФ» и еще пост «Легковые извозчики vs. ломовые, или Есть ли прием против лома».
#авто #транспорт #ретро #история #россия #общество #интересные факты