27 подписчиков

У виновника ДТП нет ОСАГО, что делать? (Инструкция)

1,9K прочитали

У виновника ДТП нет ОСАГО, что делать? (Инструкция)

У виновника ДТП нет ОСАГО, что делать? (Инструкция) Всем  доброго времени суток, сегодня я расскажу Вам о том, как действовать в  случае отсутствия у виновника ДТП страхового полиса ОСАГО.

Всем доброго времени суток, сегодня я расскажу Вам о том, как действовать в случае отсутствия у виновника ДТП страхового полиса ОСАГО.

Как можно заметить, в СМИ ежегодно говорят о поднятии базовой стоимости ОСАГО, введении личного рейтинга водителя, что влияет на стоимость полиса и тому подобное. Каждый год что-то новое, стоимость полиса растет, ответственность остается прежней, штраф 800 рублей (Статья 12.37 КОАП).

Сразу скажу, нет, я не за повышение цены штрафа для людей, которые не могут позволить себе приобрести полис. Скажем там, штраф за ДТП без страхового полиса (особенно с Японским автомобилем) – это выплата возмещения потерпевшему, без учета износа ТС.

В моей практике был молодой паренек, который первый раз сев за руль новой машины стоимостью 200000 рублей и решил пока не делать страховой полис, а купить новые колеса. В конечном итоге, засмотревшись в телефон он загнал под грузовик едущий перед ним автомобиль. Ущерб составил 350000 рублей. Дело было около 3 лет назад, однако свой «штраф» парень выплачивает по сей день. Честно говоря, он еще легко отделался, будь это авто премиум класса, ситуация могла быть более плачевной.

Конечно, кажется, что полис ОСАГО может защитить нашу ответственность при любом ДТП, однако лимит в 400000 рублей не меняется, что дает право потерпевшему взыскать денежные средства сверх лимита, или что более интересно без учета эксплуатационного износа. Но об этом я расскажу в отдельной статье, сегодня немного другая тема.

Порядок действий в случае отсутствия у виновника страхового полиса ОСАГО:

1) Оформляем ДТП.

Оформление ДТП, в случае если у Виновника нет страхового полиса происходит по средствам вызова сотрудников ГИБДД, либо составления схемы ДТП и визитом в Дежурную часть. К сожалению, даже при мелких повреждениях до 100000 рублей составить Европротокол не выйдет.

У многих автолюбителей выходит «разойтись на месте» то есть методом взаиморасчета с написанием расписки покинуть место ДТП.

Но что делать если виновник, бьет себя в грудь и заявляет о своей невиновности? Выражает явное нежелание оплатить ущерб? Заявляет, что Китайского аналога запчасти Вам достаточно? Верно, ждать ГИБДД и оформлять происшествие.

2) Проводим независимую автотехническую экспертизу повреждений транспортного средства.

После получения заверенных копий постановления и дополнения (в отдельных случаях определения) с ГИБДД можно инициировать стадию оценки причиненного ущерба.

Начинается все с поиска организации для проведения такой экспертизы. Цены разнятся от города и «статуса» организации, но как правило берут за основу количество деталей и цена варьируется от 6000 рублей до 20000 рублей.

Выбор организации остается за вами, если Вы обратились к Автоюристу то, как правило у него есть свои эксперты и это не говорит о том, что они «рисуют как захотите» нет, они просто делают хорошую скидку.

Эксперт производит оценку ущерба на основании документов с ГИБДД (по описанным повреждениям) после чего выдает Вам на руки заключение с заветными цифрами ущерба.

Что примечательно — это необходимость уведомления виновника о месте и времени проведения осмотра поврежденного автомобиля. Чем именно? За всю мою практику и практику моих коллег суд не признавал экспертизу ненадлежащим доказательством по причине отсутствия этого самого уведомления. Но зачем-то мы «на всякий случай» оплачиваем телеграммы и взыскиваем 600 рублей судебных расходов за них.

3) Написание досудебной претензии виновнику ДТП (опционально).

Написание досудебной претензии в такой категории дел не является обязательным, однако иногда (в зависимости от личности виновника) я не пренебрегаю таким шагом, почему? Один раз из пяти виновник готов на досудебное урегулирование на этой стадии. Как правило после получения виновник идет на консультацию к Юристу, который рассказывает ему перспективу и диалог становится более конструктивным.

Согласитесь, что лучше получить деньги спустя месяц-два после ДТП, чем потом бегать за приставом пару лет. В своей практике я все-таки стараюсь максимально ускорить клиенту путь к получению своих денег.

Но все-таки четыре из пяти берут свое и как правило виновник игнорирует любые попытки наладить диалог.

4) Написание Искового заявление, оплата пошлины, подача документов в суд.

На данном этапе все достаточно просто (было в 2019 году), теперь стало посложнее. Необходимо написать Исковое заявление, рассчитать и оплатить государственную пошлину, сделать копии документов по числу лиц участвующих в деле, направить лицам пакеты документов почтой (причем везде разной, где-то достаточно заказной, где-то требуют ценной с описью) и только после всей этой беготни можно сдать документы в приемную суда по месту регистрации ответчика. Если что-то упустили, придется еще побегать для исправления ошибки.

После этапа подачи начинается само судебное рассмотрение. Практика в такой категории дел положительная, однако есть некоторые подводные камни, которые способны уменьшить размер страхового возмещения, но не убрать его полностью.

5) Получение исполнительного листа и подача его судебным приставам-исполнителям.

После получения заветного листа относим его приставам, однако тут нужен контроль, так как приставы из-за большого потока дел (и кадров) склонны забывать про Ваше дело, есть смысл почаще о нем напоминать.

Интересный момент в том, что многие после полугода ожидания отчаиваются что-либо получить с виновника, однако не раз в практике был случай, когда на первый взгляд безнадежный виновник, разово переводил на депозит приставов полную сумму долга одним платежом. Невероятно, но факт, рано или поздно все хотят начать жизнь с чистого листа, заняться своим делом, устроиться на официальную работу, продать машину или недвижимость и для этого приходится перешагнуть через себя и погасить долги.

Почему лучше нанять юриста, немного из практики:

Неоднократно встречал моменты, когда люди делали достаточно грубые ошибки при попытке сопроводить дело своими силами, например один гражданин (водитель поврежденного автомобиля) подал иск к виновнику от своего лица, а не от лица собственника, после чего получил отказ в удовлетворении требований и потерял деньги которые оплатил за подачу иска в суд (около 10000 рублей). Были и случае неверного расчета государственной пошлины, после чего человеку пришлось делать второй круг. Что уж говорить про обращение к «экспертам», которых не было в реестре и второй стороне удавалось признать экспертизу не действительной.

Мораль – не бойтесь довериться профессионалам и помните, что все судебные расходы в конечном итоге лягут на плечи ответчика. У меня все, хорошего для и ровных дорог!