Живописец передает многообразие предметов:
по материалу (медь, стекло, глина ит. д.), по форме
(овально-круглая — яйца, шарообразная — яблоки, ци-
линдрическая — котелок, комбинация цилиндричес-
кой и шарообразной — бутыль, половина шарообраз-
ной — глиняная посуда, удлиненно-цилиндрическая —
лук-порей), по размерам (большой — котелок, сред-
ний — бутыль, малый — судок для яиц, еще мень-
ший — яблоки, яйца), по цвету (красноватый цвет
меди — котелок, темная зелень — бутыль, краснова-
тый — глиняный сосуд, зеленоватый — лук-порей,
желто-зеленый с румянцем — яблоки, белый — яйца).
Видите, какое разнообразие материала, формы, размеров, какое бо-
гатство цветов может представлять простой кухонный натюрморт, со
ставленный мастером! Из чего же он исходил? Конечно, из разнообра-
зия природы.
Рассматривая данный натюрморт, мы видим во всем вкус и мастер-
ство художника. Руководствовался ли он при этом правилами, закона-
ми композиции? Несомненно, да. Но законы эти, как мы уже отмечали,
очень сложны. Можно доказать ошибки в рисунке, можно убедить, что
художник неверно взял отношение темного к светлому в живописи, но
чрезвычайно трудно доказать, скажем, в данном натюрморте прекрасное
композиционное построение. Не исключено, что какой-нибудь худож-
ник скажет; «Вы полагаете, что здесь все найдено и изменить ничего
нельзя? А по-моему, если я добавлю третье яйцо или положу за натюр-
мортом складки красивой материи, то будет еще лучше». Попробуйте
доказать ему, что простота, ясность, изящество будут нарушены.
Если мы всмотримся в натюрморт, то увидим, что он вписан в тре-
угольник, рассекающий картину диагональю пополам (рис. 30).
Треугольник заполнен предметами так, что расстояние от затененной сто-
роны котелка до края холста равно расстоянию от края холста до на-
чала светлой части лука-порея. Расстояние от ручки котелка до верхне-
го края холста равно расстоянию от
основания яблока до нижней части
холста. Все это дает произведению
искусства возможность легко «войти
в глаз». Закономерность построения
данного натюрморта и есть его ком-
позиция.
Анализируя композиционное по-
строение натюрморта Шардена, я да-
лек от мысли сводить его к схеме и,
конечно, не смею утверждать, что ком-
позиционная мысль Шардена шла
именно так, как здесь изложено. Это
сделано только для того, чтобы начи-
нающий писать с натуры задумался. имел ли Шарден заранее об-
думанное намерение скомпоновать этот натюрморт в треугольнике.
Думаю, что вряд ли. По-моему, выбранные художником предметы по
разнообразию масштабов и форм неизбежно привели его к такой ком-
позиционной схеме. Выбери он другие предметы, они привели бы его
к другой схеме, но все равно определенная закономерность была бы
достигнута.
Нет ни одного великого произведения живописи, в котором выбор
предметов и их размещение не подчинялись бы определенным законам,
не способствовали бы раскрытию замысла художника.
Можно сказать, что художественное произведение, совершенное
по краскам и выполнению, имеет внутри себя композиционный каркас.
В процессе работы художник, постигая законы, расходует много
красок, прежде чем его рука сумеет верно отражать видимый им мир.
Иногда он, не имея пособия по живописи и не зная ее закономерностей,
долго бъется над тем, что мог бы подсказать ему опытный мастер.
Видеть, знать и уметь — это три ступени познания внешнего ми-
ра: от непосредственного наблюдения — к обобщению и от него — к
практике.
Что же такое «уметь видеть»? Чтобы понять это, поделюсь с ва-
ми своим опытом. Начиная заниматься живописью, художник обычно
не умеет видеть. Он старается прилежно копировать видимое, старает-
ся по возможности списать натуру. И все же у него не получается то,
что мы видим У больших художников в музеях. Там — живое, интерес-
ное, заставляющее любоваться мягкостью линий, свежестью и гармо-
нией красочных сочетаний. У начинающих художников что-то серое,
нудное и скучное.
Отчего так?
Может быть, это происходит оттого, что там — таланты, а неопыт-
ный художник — бездарность? Бывает, конечно, и так, но главная при-
чина в том, что он не прошел школы живописи. Живопись — такой
же трудный вид искусства, как театр, опера, балет. Чтобы стать пев-
цом, надо долгое время учиться, «поставить голос»; чтобы стать ху-
дожником, надо «поставить глаз», то есть пройти школу живописи.
Владеть искусством живописи — это значит уметь изображать ре-
альный предмет любой формы, разного цвета и материала, в любом
пространстве. Зададим себе вопрос: почему мы один предмет видим
ближе, другой дальше? Очевидно, потому, что предметы, находящие-
ся на разном расстоянии от источника света, освещены с различной
силой. Кроме того, предметы, расположенные дальше первопланных,
окрашиваются голубизной пространства, они менее четки по очерта-
ниям.
Таким образом, помимо законов линейной перспективы существуют
законы светосилы и воздушной перспективы. Я напоминаю эти всем из-
вестные истины только для того, чтобы произнести слова «различие»,
«разница», имеющие большое значение для живописи.
В природе в большинстве случаев переходы светотени постепенны,
иногда еле уловимы, но глаз художника не в состоянии сразу уловить
все тонкости; он видит только четко выраженные грани. Для примера
сомнем лист чистой бумаги и бросим его на стол. Он будет представ-
лять собой множество неправильных граней, и каждая из них в зависи-
мости от расстояния до источника света или поворота к нему будет
неодинаково освещена. Если вы попробуете сравнить силу света одной
грани с другой, то вы не найдете ни одной одинаково освещенной. Зна-
чит, для того чтобы изобразить целое, надо беспрерывно сравнивать од-
но с другим и выяснять их различия. Выявляя форму, рисуя с тушевкой
или одним цветом (при вернейшем рисунке), надо непрерывно нахо-
дить различие сил света в полутени и в свету. Первый закон живопи-
си — точное соотношение сил света в освещенной части предмета, в
полутени и тени, соотношение между светом и тенью.
В практике нашей работы это называется найти тональные соотно-
шения. Умение точно владеть ими — первое необходимое условие для
каждого художника. Недобор в отношениях света к тени вызовет вя-
лость, перебор — грубость. Овладеть тональными отношениями — это
значит овладеть одноцветной живописью.
Неопытным художникам очень полезно начинать писать одним цве-
том — акварелью или маслом. Для живописи одним цветом лучше поль-
зоваться такими красками, как умбра натуральная или жженая, марс ко-
ричневый, и избегать ярких красок, вроде лазури, ультрамарина, крап-
лака и других. История искусства показывает нам множество приме-
ров блестящего решения одноцветной живописи.
Неизмеримо вырастают трудности, когда художник от одноцветной
живописи переходит к многоцветной. Характерной особенностью жи-
вописи является многостороннее использование цвета. Необходимо
овладеть искусством писать предметы в любом пространстве, разного
цвета, при любом освещении, при нескольких источниках света, при
обилии рефлексов.
Хочу добавить: не срисовывайте с открыток и фотографий, как бы
ни были они красивы. Рисуйте только с натуры. Самые простые и не-
сложные сюжеты: стакан воды, чайник, цветок, фрукты, отдыхающие
животные, вид из окна — будут приучать ваш глаз «видеть» натуру, ана-
лизировать и обобщать ее форму, повышать ваше исполнительское ма-
стерство и развивать художественный вкус.
Итак, мы имеем следующие предметы: медный котелок, темно-зе-
леную бутыль, красноватую глиняную посуду, два белых яйца, два жел-
то-зеленоватых с румянцем яблока и светло-зеленый лук-порей. Все это
лежит на столе, на фоне серой стены. Мы скомпоновали натюрморт
(при некоторой «помощи» Шардена) и нарисовали самостоятельно.
Все готово, чтобы начать писать.
В природе в большинстве случаев переходы светотени постепенны,
иногда еле уловимы, но глаз художника не в состоянии сразу уловить
все тонкости; он видит только четко выраженные грани. Для примера
сомнем лист чистой бумаги и бросим его на стол. Он будет представ-
лять собой множество неправильных граней, и каждая из них в зависи-
мости от расстояния до источника света или поворота к нему будет
неодинаково освещена. Если вы попробуете сравнить силу света одной
грани с другой, то вы не найдете ни одной одинаково освещенной. Зна-
чит, для того чтобы изобразить целое, надо беспрерывно сравнивать од-
но с другим и выяснять их различия. Выявляя форму, рисуя с тушевкой
или одним цветом (при вернейшем рисунке), надо непрерывно нахо-
дить различие сил света в полутени и в свету. Первый закон живопи-
си — точное соотношение сил света в освещенной части предмета, в
полутени и тени, соотношение между светом и тенью.
В практике нашей работы это называется найти тональные соотно-
шения. Умение точно владеть ими — первое необходимое условие для
каждого художника. Недобор в отношениях света к тени вызовет вя-
лость, перебор — грубость. Овладеть тональными отношениями — это
значит овладеть одноцветной живописью.
Неопытным художникам очень полезно начинать писать одним цве-
том — акварелью или маслом. Для живописи одним цветом лучше поль-
зоваться такими красками, как умбра натуральная или жженая, марс ко-
ричневый, и избегать ярких красок, вроде лазури, ультрамарина, крап-
лака и других. История искусства показывает нам множество приме-
ров блестящего решения одноцветной живописи.
Неизмеримо вырастают трудности, когда художник от одноцветной
живописи переходит к многоцветной. Характерной особенностью жи-
вописи является многостороннее использование цвета. Необходимо
овладеть искусством писать предметы в любом пространстве, разного
цвета, при любом освещении, при нескольких источниках света, при
обилии рефлексов.
Хочу добавить: не срисовывайте с открыток и фотографий, как бы
ни были они красивы. Рисуйте только с натуры. Самые простые и не-
сложные сюжеты: стакан воды, чайник, цветок, фрукты, отдыхающие
животные, вид из окна — будут приучать ваш глаз «видеть» натуру, ана-
лизировать и обобщать ее форму, повышать ваше исполнительское ма-
стерство и развивать художественный вкус.
Итак, мы имеем следующие предметы: медный котелок, темно-зе-
леную бутыль, красноватую глиняную посуду, два белых яйца, два жел-
то-зеленоватых с румянцем яблока и светло-зеленый лук-порей. Все это
лежит на столе, на фоне серой стены. Мы скомпоновали натюрморт
(при некоторой «помощи» Шардена) и нарисовали самостоятельно.
Все готово, чтобы начать писать.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт