Всем привет!
В СССР в 30-40х гг. главенствующую позицию занимала «полуторка» ГАЗ-АА, о которой я писал здесь. При ее проектировании за основу был взят аналогичный американский грузовик Ford-AA. О нем-то я сегодня и расскажу.
Наш герой в 1927 г. пришел на смену примитивному Ford-TT, о котором я писал здесь. Как и в случае с предшественником, грузовик был максимально унифицирован с легковушкой, в данном случае Ford-A, при этом рама и колеса были усилены.
Однако под капотом был установлен слабоватый мотор объемом 3,3 л и мощностью 40 л. с. Но американские машиностроители сумели выйти из положения, сделав в КПП специальную передачу для усиления тяги. Все же осталась еще одна беда – отсутствие насоса: бензин тек самотеком, и часто автомобиль не мог преодолеть подъемы.
В кабине же водителя спартанский минимум: тяжелый руль, КПП и пара приборов:
Ford-AA со временем модернизировался: главным улучшением стал новый тип колес, не со спицами, как на первых машинах, а штампованный (см. первое фото). Это нововведение закрепилось в 1930 г.
У американской «полуторки», как и у предшественника, существовал целый ряд модификаций, и для их производства даже варьировалась длина рамы. На базе Ford-АА, кроме стандартных открытых грузовиков, выпускались также фургоны:
Цистерны:
Санитарные машины:
Микроавтобусы:
Пожарные автомобили:
И трехосные грузовики с отдельным обозначением Timken:
Главная страница истории американской «полуторки» - ее короткое производство в СССР и создание на ее основе будущей советской легенды. Сначала в 1930 г. на автосборочном заводе в Канавино были собраны первые «советские» Ford-AA, затем 10 образцов американского гостя было создано на московском заводе КИМ. Эти машины в 1932 г. прошли пробег через Памир и в то же время сопроводили отправленную туда советскую экспедицию.
В том же году на Горьковском автозаводе началось производство советской «полуторки» ГАЗ-АА, и со временем отказались и от американских грузовиков, и от их комплектующих. Примечательно, что завод Ford отправил в нашу страну только чертежи кабины, кузова же советские мастера изготавливали самостоятельно. Да и не прижился в нашей стране решетчатый кузов, популярный за океаном: у нас больше внимания уделялось универсальным грузовым отсекам, которых можно применять и в городе, и на селе, и в военных целях, и для строительства.
Тем временем в США в том же 1932 г. производство Ford-AA свернули. Выпущенные грузовики продолжали исправно работать, но уже к 40м гг. выработали свой ресурс. Другое дело – их советские потомки, которые пережили и индустриализацию, и Великую Отечественную войну, и еще десяток лет проработали в народном хозяйстве.
Тем не менее, сегодня некоторые энтузиасты восстанавливают классические Ford-AA, тем самым привлекая любителей старинных автомобилей:
Ford-AA – классический американский грузовик, который сам по себе не стал знаменитым. Но американцы даже подумать не могли, что их детище оставит после себя настоящую легенду советского автопрома, которая сопровождала наших дедов и прадедов всю войну. И именно советской «полуторке» Ford-AA обязан своей славой.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!