Найти в Дзене

Алексей Пехов «Страж»: Слаженное боевое фэнтези про храбрецов, мертвецов и подлецов

С фэнтези от автора знаком еще по «Хроникам Сиалы». «Крадущийся в тени» оставил неоднозначное впечатление. Герой постоянно чертыхался и жаловался, что не слишком веселило, но отвлекало весьма. Также в мире Сиалы всерьез доказывалась полезность и необходимость гильдии воров. В это легко верится, если автор – Терри Праттчет, у кого шутка на шутке погоняет, а в «Крадущемся в тени» самоирония была, но не до такой степени. В общем, разум отказывался принимать модель государства с подобным, отнюдь не теневым, а вполне себе официальным институтом. Тем не менее, «Сиалу» издали за рубежом. И по прочтении «Стража» хочется сказать, что уж лучше бы его, а не «вора» на английский перенесли. Тем более, какой-то непереводимой игры слов в книге нет, как, например, у Михаила Успенского. Да и мир – привычная Европа Эпохи Возрождения. Формат «Стража» – сборник повестей, не слишком туго привязанных к общей сюжетной канве. Людвиг ван Нормайенн своего рода чистильщик, уничтожающий неупокоенные души, демон

Издательство  Альфа-книга. Иллюстрация  В. Бондаря.
Издательство Альфа-книга. Иллюстрация В. Бондаря.

С фэнтези от автора знаком еще по «Хроникам Сиалы». «Крадущийся в тени» оставил неоднозначное впечатление. Герой постоянно чертыхался и жаловался, что не слишком веселило, но отвлекало весьма. Также в мире Сиалы всерьез доказывалась полезность и необходимость гильдии воров. В это легко верится, если автор – Терри Праттчет, у кого шутка на шутке погоняет, а в «Крадущемся в тени» самоирония была, но не до такой степени. В общем, разум отказывался принимать модель государства с подобным, отнюдь не теневым, а вполне себе официальным институтом. Тем не менее, «Сиалу» издали за рубежом.

И по прочтении «Стража» хочется сказать, что уж лучше бы его, а не «вора» на английский перенесли. Тем более, какой-то непереводимой игры слов в книге нет, как, например, у Михаила Успенского. Да и мир – привычная Европа Эпохи Возрождения.

Формат «Стража» – сборник повестей, не слишком туго привязанных к общей сюжетной канве. Людвиг ван Нормайенн своего рода чистильщик, уничтожающий неупокоенные души, демонов и прочую нечисть. Характер у него стойкий, выдержка отличная. Против совести и сложившихся правил идет редко, соратников в беде не кидает, простых людей старается не обижать.

Пока читал, не раз вспомнил недооцененую черную комедию «Страшилы» (ее можно найти в подборке фантастических ролей Майкла Джея Фокса). Герой тоже общается с мертвыми, и в напарниках у него нежить. Если вы этот фильм не смотрели, можно провести аналогию с «Охотниками за привидениями». Но в «Страже» гораздо меньше юмора, зато больше порядка.

Издательство  Альфа-книга. Иллюстрация  В. Бондаря. Колоризация при помощи нейросетей
Издательство Альфа-книга. Иллюстрация В. Бондаря. Колоризация при помощи нейросетей

Хотя соратники у героя комичные – мертвый болтливый священник и молчаливое пугало. Последнее напоминает чучело из «Ходячего замка» Дианы Уинн Джонс, только кровожадней и сильней. Наблюдается явный дисбаланс: Как оно выскочит – так всех серпами и прирежет.

«Стража» часто рекомендуют, как фэнтези, похожее на «Ведьмака». И если постараться, можно найти сцены, будто списанные из цикла Сапковского. Например, когда колдуньи домогаются до Людвига. А уж препирательства с демоном живо напомнят, как Геральт с козлом воевал.

Хотя герой по характеру на борца с чудовищами из Ривии не очень похож. Не столь ловок и отважен, может переждать на дереве монстра, пока того не добьют. Рассказ идет от первого лица, так что автор не мог не поделиться с героем некоторыми своими чертами. Например, любви к арбалетам – страж предпочитает их огнестрельному оружию.

-3

Битвы здесь короткие и внятные. Враги, если их несколько, не тратят времени на слова. Все будто просчитано, есть некий внутренний такт. Хотя иногда законы жанра боевиков чересчур соблюдаются. Помнится, в «Дебрене из Думайки» был эпизод типичной авиакатастрофы, но автор переписал его под «сказочные» реалии. Тут же обыгрывается эффект заведенной бомбы. Намечается освобождение демона с кучей жертв из-за запуска колокола – и у героя ровно 15 минут. Или страж заходит в спокойный монастырь, чтобы забрать заложника, а поднявшись обратно – видит, что уже всех перерезали. А если Людвига заключат в подземелье, то под ним обязательно найдется тайный ход.

Соратник Пехова Андрей Белянин, рассказывая о писательских методах, утверждал, что врага надо представить в как можно в более мерзком виде, по возможности списав с реального недоброжелателя. А потом с удовольствием расправиться с ним.

Финальный эпизод будто строится на похожем противопоставлении. Страж переходит дорогу влиятельному маркграфу, и тот силой и шантажом пытается заставить Людвига работать на себя. В благородном мерзавце нет ни одной положительной черты (он буквально стреляет поданными из катапульты!), но следить за развязкой интересно.

Издательство  Альфа-книга. Иллюстрация  В. Бондаря. Колоризация при помощи нейросетей
Издательство Альфа-книга. Иллюстрация В. Бондаря. Колоризация при помощи нейросетей

Автор мешает семейную драму, предательство и неожиданный способ освобождения... И уже предвкушаешь эпичный диалог, раскрывающий тайны прошлого. Но читателя ждет дуэль в духе «Трёх мушкетёров».

Не всякому придутся по душе линии, ведущие сразу в продолжение. Типа, старый страж нашел мальчика с невероятно сильным даром, но Людвиг покидает обоих. А заканчивать клифхэнгером с истекающим кровью героем - это немного моветон... Хотя и у Сапковского такое тоже не редкость.

Хороший показатель, когда есть что написать, еще не дочитав. А по прочтении есть что прибавить. К примеру, в рецензии на «Заставу на окраине Империи» Мартина Гузека после конца книги к сложившемуся мнению удалось дописать буквально пару строк. «Страж» же раскрывает потенциал постепенно, а заметки по ходу дела не заканчиваются до самого финала. Это тот случай, когда пришел с заниженными ожиданиями, а ушел с повышенным настроением.

Радует, что «Страж» по многим направлениям сделал шаги вперед. Если бы спросили одно подходящее к книге слово, я бы назвал «слаженный». Даже Братство Стражей, где служит герой, гораздо проработанней и правдоподобней гильдии воров Сиалы. А сам страж получился более решительным и не докучает жалобами на судьбу. И раздутого сонма богов тоже нет.

П.С. Глоссарий, как всегда, читать ДО книги.

ЧИТАЙТЕ ОБЗОР НА ВТОРУЮ КНИГУ

Спасибо за внимание! Будем рады любой вашей оценке или комментарию!

Также автор статьи сам пишет в меру ироничные детективные истории в духе темного фэнтези, где суровый отставной гвардеец расследует преступления потустороннего начала, и комиксы про нежить.

А ещё есть обзор на во многом схожий цикл Яцека Пекары про инквизицию.