Найти тему

Алексей Пехов «Аутодафе»: Следствие ведут мертвецы

Иллюстрация В. Бондаря.
Иллюстрация В. Бондаря.

Хочется поделиться случаем из жизни. Закупаюсь как-то продуктами, и вижу свободную кассу. Ну, почти свободную – пустая лента конвейера и покупатель у кассы. Думаю, ну сейчас расплатится и уйдет. И начинаю позади выкладывать свою корзину. И ТУТ МУЖИК НАЧИНАЕТ ТОЖЕ ВЫКЛАДЫВАТЬ СВОИ ПРОДУКТЫ ПРЯМО ПЕРЕД КАССОЙ! А конвейер в это время движется. Заградительная линейка помогает слабо, чужие покупки перемешиваются с моими, молоко летит на пол…

Вот так мужик, не предупреждая, решил сэкономить время и усилия, переписав существующие правила очереди согласно собственным логике и здравомыслию. Что тут скажешь? Лайфхакер, нету слов!

Это я к тому, что рассматриваемая сегодня книга оставляет в чем-то схожие впечатления, где свои продукты – читательские ожидания, а чужие – то, что заготовил автор. И столько всего намешано, что временами прямо сцена из старинного мультика: «Золотая антилопа, пощади!».

Охотники за привидениями эпохи Возрождения

Шедеврум
Шедеврум

Для тех, кто не читал первую книгу (на нее есть обзор), хочется напомнить. Стражи расправляются с неупокоенной нежитью, но и прочей нечисти (не исключая людей) по ходу дела достается.

У стражей немало общего с ведьмаками. Они тоже используют магические знаки во время боя. Но вместо серебряного меча у стражей - кинжал, отделяющий души неупокоенных от мира живых и «впитывающий» их. Вокруг этих специально выкованных неизвестным кузнецом кинжалов и вертится сюжет «Аутодафе».

Стражи могут продлевать себе жизнь, успокаивая кинжалом одушевлённых, то есть одержимых неупокоенной душой. Поговаривают, что при помощи кинжалов стражей можно даже обрести бессмертие.

-3

Под конец прошлой книги главный герой Людвиг ван Нормайенн драматично девятнадцать раз тонул, погибал среди акул умирал. Так что книга начинается с его воскрешения излечения. После говорится, что от ранения особо мощной нечисти он-таки должен был погибнуть. Но герой чудом спасся, и теперь вынужден жить с частичкой этой самой нечисти (и еще неизвестно, чем все это обернется).

Это не единственная проблема Людвига! В первой части он убил влиятельного маркграфа, и об этом ему поминают всю книгу.

Право, нашли о ком жалеть! Покойник был тем еще садистом – стрелял крестьянами из катапульты, будто на съемках «Монти Пайтона»!

Честно говоря, лучше бы чаще поминали его прислужника-колдуна, который выжил и сыграет роль в сюжете «Аутодафе».

Признаюсь, к подобному однобокому злодею-маркграфу в прошлый раз я отнесся чересчур серьезно. Каюсь, был неправ. Перефразируя известного кинозлодея Джокера – я воспринимал книгу как трагедию, а надо было как комедию.

Нескучные будни Людвига и его команды

Карта мира
Карта мира

Еще в прошлом обзоре я, казалось бы, не к ночи помянул Андрея Белянина. Ну так вот, мало того, что сам Белянин периодически поминает Пехова… Так еще в «Страже» найдется существенный крен именно в юмористическое фэнтези!

Например, в какой-то момент персонажи начинают играть в местный аналог футбола, и матч описывается во всех подробностях. Подобная отсылка к современности, если воспринимать ее всерьез, слегка запутывает. Понимаю, что в те времена в подобное уже играли (а еще была "багатель" - аналог видеоигр!). И в прошлой части была история, где функцию «взрывного устройства с таймером» выполнял колокол. Но одно дело бомба, а другое – футбол.

Но опять же, если воспринимать книгу не без доли юмора, все это становится куда уместнее, ибо она скорее веселая, чем стражшная!

Внутренняя иллюстрация В. Бондаря. Колоризация при помощи нейросети
Внутренняя иллюстрация В. Бондаря. Колоризация при помощи нейросети

Комичных напарников не один, а целых ДВА (явный перебор для серьезной литературы, если только не говорить о такой классике, как «Золотой теленок»). И вот какое дело, толку в сюжете от них не очень много, они скорее для веселухи.

Напомню, что первый спутник стража – это призрак проповедника. Он, будто персонаж Луи де Фюнеса, бесконечный источник язвительных комментариев и ворчания по поводу и без. Болтовня священника сюжет особо не двигает и больше сделана для экспозиции и развлечения. Некоторые его попытки помочь всерьез превращаются в хохму. Например, стражей обворовывают во время упомянутого выше спортивного матча. Вместо того, чтобы прибежать и крикнуть «НАС ОБОКРАЛИ!!!», он повторяет «Мне нужно сообщить что-то важное…». Естественно, герой от него отмахивается, и только позже узнает, в чем дело. Согласитесь, ситуация напоминает фарс.

Внутренняя иллюстрация В. Бондаря. Колоризация при помощи нейросети
Внутренняя иллюстрация В. Бондаря. Колоризация при помощи нейросети

Второй же спутник в первой части был противовесом священнику-юмористу, теперь же, можно сказать, стал его соратником по хохмам. Речь идет про кровожадное призрачное пугало с серпом. Оно не говорит, но всем своим поведением пытается подколоть стража и Проповедника. Также "страшила" горазд на мелкие пакости, вроде разорения гнезд, подпиливания серпом цветка в горшке или щипков за, гм, незащищенные женские места.

К слову, это пугало непростое – явно чей-то призрак, у кого найдутся собственные причины следовать за стражем. Но в «Аутодафе» эта тайна останется нераскрыта.

Стражи один другого краше

-7

Вспоминается Яцек Пекара. У героя его повестей, инквизитора Мордимера Маддердина, были куда более мерзкие напарники. Но автор, чтобы не размазывать сюжет, включал их далеко не в каждую историю.

Возвращаясь к «Аутодафе», живые спутники стража будут гораздо полезнее призрачных. Персонажей много, они разноплановые, и возможно читатель найдет среди них себе кого-то по душе... Будь то строгая бывшая наставница Людвига или молодая скромная девушка из ордена законников, что вроде как ненавидит стражей, но в целом за добро. Другое дело, что при всем многообразии появляются такие персонажи, как правило, ненадолго, если только это не члены Братства стражей. Последние напоминают «Мушкетеров» Дюма. Как говорится, один за всех – и все за одного.

В какой-то момент героя вместе с другим стражем посылают на вражескую территорию выкрасть подвески королевы редкую книгу. Стражей, естественно, в этом месте не жалуют, так что герою приходится выдавать себя за студента, а его напарника – за учителя фехтования. И все для того, чтобы проникнуть в университетскую библиотеку.

Шедеврум
Шедеврум

Задача осложняется тем, что спутник Людвига встречает убийцу брата и отправляется за ним в погоню, ставя миссию под угрозу срыва.

Такие моменты в книге самые интересные, но «Аутодафе» напоминает не только «Трех мушкетеров».

Например, опять же не к ночи вспомнился «Ночной дозор». Прямые конкуренты стражей – законники. Законники – стражи «для бедных», гораздо слабее, потому и завидуют. Они постоянно следят, чтобы стражи чего не нарушили, часто доводя их до белого каления. Также, в отличие от стражей, что охотятся на «темные» (зловредные) неупокоенные души, законники следят за светлыми душами. То есть, за теми, кто после гибели не доставляет хлопот, а иногда почитается чуть ли не за святых. Например, призрак полубезумной тетки читает проповеди на площади, но ее, кроме одаренных, никто не видит. Людвиг сетует, что не может ее заткнуть – это в юрисдикции законников.

Людвиг, нелюди и все что их окружает

-9

Иные моменты, будто в компьютерной игре жанра «классическое приключение», нарочито предсказуемы. Например, призрак старушки просит у Людвига янтаря. А рядом по тексту поминается, что оболочка у драконьих яиц – янтарь. Естественно, это добавляет сюжету истории предсказуемости и убивает часть интриги.

Иногда, будто в раннем «Ведьмаке», обыгрываются популярные сказочные сюжеты. Людвиг оказывается в дремучем лесу, где спасает людоеда, придавленного червивым трупом ездового кабана. Естественно, позже этот самый людоед поможет герою спастись. Последующее за этим «путешествие в страну мертвых», где Людвиг встретит бывших товарищей и вдоволь набеседуется с ними, кажется своеобразной отсылкой к «Божественной комедии». Впрочем, позже откроется, что эпизод не только для красоты – на стражей действительно охотятся, и эта охота – часть коварного замысла.

Мельком Людвиг также поучаствует в интригах верхушки Ватикана (новым Папой Римским стал дядя его любовницы), но в остальном тема христианства затронута не очень глубоко. Чуть больше, чем в «Трех мушкетерах», где антагонистом числился кардинал, но книга была совсем не про церковь.

-10

Это хорошо, что автору проработка мира важна не меньше чем сюжет. Но по одиночке повести, в отличие от раннего «Ведьмака» и детективов Пекары, оценить непросто. Слишком много всего надо знать, чтобы сложилась полноценная картина!

Но если воспринимать книгу как цельное полотно, а не сборник, то становятся понятнее все эти экспозиции и вольные отступления, что уместны в романах, а в прозе покороче вызывают недоумение.

Под конец сказочки, шуточки и прочие заморочки собираются воедино, а герой получает настоящее, а не подспудное задание, от которого зависит судьба если не родного мира, то уж точно родного Братства. Но об этом уже в следующей книге!

Прочитали? Подписались? В любом случае СПАСИБО! Мы стараемся ради Вас!

Обзоры на другие книги Алексея Пехова:

Страж

Летос

Ловцы удачи

Про другие фантастические книги можно почитать в отдельной рубрике.