Везде и всегда необходимо определенное, непротиворечивое, последовательное и обоснованное мышление. Без правильного мышления
человек не мог бы достичь любых собственных целей или найти общий
язык с другими людьми, которые используют правильное мышление.
Если кто-либо неясно высказывает свои мысли, например противоречит самому себе, о таком человеке говорят: «Его нельзя понять» или «Он лжец».
Ложь может быть осознанной и неосознанной. Сознательное нарушение законов правильного мышления ведёт к неправильному выводу только у собеседника и называется обманом. Ошибкой называется не сознательное нарушение законов правильного мышления, которое ведёт к неправильному выводу и для собеседника, и для себя самого. Человек, который нарушает законы правильного мышления, неизбежно оказывается побежденным в споре, в котором его оппонент использует правильное мышление. Спор может быть и с самим собой, когда человеку предстоит принять какое-либо решение и он вынужден взвешивать все “за” и “против”.
Мышление — это часть интеллекта, необходимая для извлечения из
памяти известных фактов с целью достоверного познания неизвестных
фактов окружающей действительности и для прогнозирования ожидания
фактов будущего. С помощью чувств человек собирает информацию об
окружающей действительности. Этот процесс наполняет память. Но,
чувства ограничены течением времени и человек не успевает собрать всю
информацию обо всём происходящем, а память ограничена
биологическими возможностями. Многие факты человек узнает из
сторонних источников, которые могут быть как достоверными, так и
ложными. Правильное мышление позволяет правильно выявлять ложные
факты и не запоминать их, что обезопасит от лжи. Запоминание ложных
фактов сделает впоследствии потерпевшего не только обманутым, но и он
сам станет лжецом, пересказывая эту ложь. Так же правильное мышление
помогает узнать ранее неизвестные факты, используя ту информацию,
которую человек помнит или определил как достоверную.
Прогнозирование будущего является видом мышления, направленным на
установление причинно-следственных связей от прошлого к будущему.
Чем шире и правильнее знания о прошлом, тем больше шансов у человека точнее прогнозировать будущее, так как будущее закономерно является
следствием прошлого.
Другая часть интеллекта - это память. Раньше наиболее ценным
показателем интеллекта являлась память, так как без запомненных фактов
невозможно мыслить, кроме того, можно было запоминать и сами
мыслительные процессы чужих людей, не прибегая к самостоятельному
мышлению. В настоящее время недостаток биологической памяти легко
компенсируется технологиями, например “Интернет”. Более важной
частью для интеллекта теперь является самостоятельное мышление.
Мысль - это часть процесса мышления. Возьмём для примера такие
мысли:
1) Медь — проводник электричества.
2) Деменция — приобретенное слабоумие.
Каждая из этих мыслей представляет собой извлечение из памяти
определенных фактов действительности. Так как факты эти различны, то и
содержание мыслей об этих фактах различное. Но в обоих случаях мы
видим единую структуру этих мыслей. В данных примерах, правильное
мышление обращается не только к физике (эта наука занимается
свойствами меди) и не только к медицине (эта наука занимается вопросами болезней). Правильное мышление главным образом обращает свое внимание именно на структуру мыслей в приведенных примерах.
Возьмём ещё для примера два таких рассуждения:
1) Все живые существа стремятся выживать.
Мы - живые существа.
Следовательно, мы стремимся выживать.
2) Все звёзды являются раскаленными газовыми шарами.
Солнце - это звезда.
Следовательно, Солнце - раскаленный газовый шар.
Содержание этих двух рассуждений разное, но ход мышления в обоих
примерах одинаков. В первом случае мы мыслим о нашем стремлении
выживать. Во втором случае мы мыслим об устройстве Солнца, которое
оно имеет, как и всякая звезда. Однако, являясь разными по содержанию,
эти два рассуждения сходны между собой в отношении своего строения: от общего положения мы идём к частному выводу.
Какую практическую пользу несут в себе рассуждения и частные
выводы? Например, нам необязательно всегда помнить тот факт, что Солнце - это раскаленный газовый шар. Такое знание может никогда и не
потребоваться. Но если вдруг потребуется - обладая набором из
ограниченных знаний (Все звёзды являются раскаленными газовыми шарами. Солнце - это звезда.), мы можем извлекать из них новые по мере необходимости (Солнце - раскаленный газовый шар). Из совокупности новых знаний - ещё более новые и так далее до бесконечности. Этот процесс называется рассуждение. Это избавляет наш мозг от невостребованных знаний, оставляя место для более важных. При этом общий уровень интеллекта не уменьшается. Такая необходимость возникает всегда и касается любых областей знаний и, в данном случае, Солнце взято лишь для примера.
Если в процессе рассуждения наши мысли построены неправильно,
то в таком случае прийти к истинным выводам невозможно. Сравним два
следующих рассуждения:
1) На всех англоязычных ютуб-каналах есть хейтеры.
Ютуб-канал “PewDiePie” - англоязычный.
Следовательно, у канала “PewDiePie” есть хейтеры.
2) На всех англоязычных ютуб-каналах есть хейтеры.
Ютуб-канал канал “Владыка” - русскоязычный.
Следовательно, у канала “Владыка” нет хейтеров.
В первом случае вывод и ход рассуждений правильный. Во втором случае,
несмотря на правильность исходных положений, заключение получилось
ошибочным: известно, что у канала “Владыка” есть хейтеры. Неверный
вывод есть результат того, что рассуждение построено неправильно. Из
того, что на всех англоязычных ютуб-каналах есть хейтеры не следует, что
хейтеры есть только и только лишь на англоязычных каналах. Хейтеры
могут быть и на русскоязычных каналах тоже. Нарушен закон
достаточного основания, то есть исходных данных было недостаточно для
того, чтобы сделать точный вывод о наличии или отсутствии хейтеров на
канале “Владыка”, а значит, его нельзя было делать вовсе, чтобы не
ошибиться. Таким образом, правильное мышление помогает правильно
строить рассуждения.
Законы правильного построения мыслей должны являться
общечеловеческими для того, чтобы люди различных эпох и стран
независимо от своей классовой, национальной и языковой
принадлежности строили свои рассуждения по одним и тем же логическим законам и приходили к единым общепризнанным выводам по любому вопросу. Люди не понимают друг друга, так как нет единых и обязательных для использования всеми людьми законов правильного
мышления. Но данные законы есть в объективной окружающей
действительности и каждый может ими пользоваться на данный момент
хотя бы в личных целях. Человеческое мышление будет развиваться,
изменяться и становиться более совершенным, если не будет уничтожено
самим человеком или фактором извне. Правильное мышление может
помочь противостоять этим угрозам.
Мышление развивалось вместе с языком. Только язык делает
возможным обмен мыслями в человеческом обществе. Язык дает людям
возможность понять друг друга и организовать совместные действия в
борьбе с силами природы и наладить процесс накопления материальных
благ - как личных, так и общественных. Следует заметить, что не всегда
“красивый” язык - самый подходящий для этих целей. Данная статья
редактировалась в прямом эфире на стриме и возник вопрос, как же лучше донести мысль до читателя. Следовало соблюсти баланс красноречия (художественный аспект) и точности (математический аспект). Рассмотрим два предложенных на стриме варианта одной и той же мысли:
1) Комфортное существование для всех людей невозможно без языка, который одинаково понятен всем членам общества.
2) Если существует язык, который одинаково понятен всем членам общества, то возможно комфортное существование всех людей.
Структура первого варианта мысли более точна и менее красива, так
как отрицается некая возможность. Из нее можно сделать вывод, что
комфортное существование возможно, только если существует понятный
язык. Структура второго варианта мысли более приятна, так как
утверждается некая возможность. Однако, в ней есть недостаток. Из нее
можно сделать вывод, что комфортное существование всех людей,
вероятно, возможно и при других условиях, помимо существования
понятного языка.
Данные статьи не ставят целью развлечь читателя в ущерб точности
излагаемых мыслей. Кроме того, само их написание использует правильное мышление (старается использовать, исправляйте ошибки в комментариях, но делайте это (1) с конкретным указанием на ошибку структуры мысли, из которой следует неверный вывод (2) обоснование ошибки (3) как должно быть), которое не допускает, например, двусмысленности там, где его возможно не допускать. В данных статьях математический аспект изложения мыслей будет максимально преобладать над художественным.
Красноречие - инструмент риторики. Правильное мышление - инструмент правильного мышления. В последней структуре мысли можно увидеть тавтологию. Это так же ошибка, но зато красивая. Ошибки мышления будут подробно исследованы в будущих статьях.