Найти в Дзене
PROШКОЛА Онлайн

КАК СТРОИТЬ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С ДИСПРАКСИЕЙ? Часть 2

Оглавление
Ребёнок приходит на занятия 2-3 раза в неделю. Как выстроить программу коррекции, чтобы она отвечала задачам семьи и приносила устойчивый результат? Какие задания дать родителям, чтобы сделать их своими союзниками и вовлечь в процесс помощи ребёнку? Давайте разбираться

О моторном планировании, диспраксии и её проявлениях рассказывали в прошлой статье. Если пропустили – она здесь

С чего начинают коррекцию диспраксии?

План коррекции диспраксии зависит от желаний, потребностей ребёнка и родителей. Так, если малыш не может застёгивать пуговицы, но родители относятся к этому спокойно, не тратьте силы на обучение именно этому навыку – можно купить одежду на молнии. Развивать лучше те навыки, которые нужны малышу ежедневно.

Что важно учесть при построении программы коррекции?

✅ способности малыша,

✅ окружающую среду и её возможности,

✅ деятельность – игровую или учебную.

Способности ребёнка

Обратите внимание на сильные стороны ребёнка – что у него получается лучше всего? Важно, чтобы активности предусматривали:

🔷 мотивацию – ребёнку должно быть интересно;

🔷 ощущение собственных способностей, чтобы ребёнок чувствовал, что справляется. Так, если ваш ученик любит помогать маме на кухне, используйте упражнения, где нужно что-то приготовить. Это отличная возможность научить ребёнка следовать алгоритму, контролировать свои движения, силу.

Формируйте и зону ближайшего развития – постепенно усложняйте задания.

Как это применить в кабинете специалиста?

На занятиях вы можете:

  • включать в занятие или поручать родителям заниматься той физической активностью, которая нравится ребёнку – бегать, прыгать, кувыркаться, кататься на велосипеде, плавать и т.п. Это поможет ребёнку лучше чувствовать своё тело, давать адекватную нагрузку мышцам, укреплять эмоциональную связь с родителями;
  • организовывать игры, где надо лезть над или под предметами, карабкаться, что-то преодолевать. Например, из подручного оборудования можно построить полосу препятствий и сказать ребёнку, что это корабль, на котором он должен добраться до суши. Подобные игры помогают малышу развить навыки управления собственным телом при движении;
  • использовать активности, когда надо рассчитать силу, направление, место движения – к примеру, бросить мяч в корзину. Это поможет развивать планирование движений и их координацию.
Занятия в кабинете специалиста
Занятия в кабинете специалиста

Важно связывать новый опыт с тем, который у ребёнка уже есть, потому что детям бывает трудно делать что-то новое в непривычной обстановке. Тут помогут фразы вроде «Помнишь, на прошлом занятии ты смог…? Сейчас мы сделаем почти то же самое, только теперь нужно…»

И помните: выполнять активные упражнения можно даже в библиотеке! Например, ребёнок может переносить объёмные модули и строить из них домик или замок.

Игры с объемными модулями
Игры с объемными модулями

Безопасная среда

Грамотная коррекция начинается с безопасной среды. Поэтому для занятий подойдут:

​​➡️ мягкие пуфы, подушки, спортивные маты,

➡️ мячи разного размера, фитболы, вестибулярные подушки,

➡️ любое оборудование, которое регулируется под рост ребёнка – гамаки, качели и т.п.

Начинайте с простых задач и постепенно их усложняйте. Чтобы детям было интересно выполнять движения, придумывайте для них контекст, придумывайте игры с учётом интереса ребёнка. Это поможет сделать методы более разнообразными и создавать ситуации, в которых ребёнок сможет применить навык.

Каких результатов можно добиться при работе с диспраксией?

Системная и последовательная работа над планированием и выполнением двигательных задач позволяет улучшить:

  • моторное планирование;
  • способности к обучению;
  • активное участие в повседневной жизни;
  • поведение, самооценку, аккуратность, самостоятельность ребёнка;
  • игровые способности;
  • интеракцию и коммуникацию.

Таким образом, диспраксия – вид сенсорной дисфункции, который поддаётся успешной коррекции. Специалисту важно знать особенности проявлений и принципы построения коррекционной работы, чтобы получать более устойчивые и измеримые результаты от занятий.

*****

Если вы хотите узнать, как проявляются сенсорные трудности в обычной жизни, как они влияют на развитие и обучение и что может сделать специалист на индивидуальных и групповых занятиях, – регистрируйтесь на бесплатный 2-дневный интенсив с израильским эрготерапевтом Светой Ревич:

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ИНТЕНСИВ

Статья подготовлена по материалам выступления Светы Ревич на конференции «PRO Двигательную коррекцию».