Ребёнок приходит на занятия 2-3 раза в неделю. Как выстроить программу коррекции, чтобы она отвечала задачам семьи и приносила устойчивый результат? Какие задания дать родителям, чтобы сделать их своими союзниками и вовлечь в процесс помощи ребёнку? Давайте разбираться
О моторном планировании, диспраксии и её проявлениях рассказывали в прошлой статье. Если пропустили – она здесь
С чего начинают коррекцию диспраксии?
План коррекции диспраксии зависит от желаний, потребностей ребёнка и родителей. Так, если малыш не может застёгивать пуговицы, но родители относятся к этому спокойно, не тратьте силы на обучение именно этому навыку – можно купить одежду на молнии. Развивать лучше те навыки, которые нужны малышу ежедневно.
Что важно учесть при построении программы коррекции?
✅ способности малыша,
✅ окружающую среду и её возможности,
✅ деятельность – игровую или учебную.
Способности ребёнка
Обратите внимание на сильные стороны ребёнка – что у него получается лучше всего? Важно, чтобы активности предусматривали:
🔷 мотивацию – ребёнку должно быть интересно;
🔷 ощущение собственных способностей, чтобы ребёнок чувствовал, что справляется. Так, если ваш ученик любит помогать маме на кухне, используйте упражнения, где нужно что-то приготовить. Это отличная возможность научить ребёнка следовать алгоритму, контролировать свои движения, силу.
Формируйте и зону ближайшего развития – постепенно усложняйте задания.
Как это применить в кабинете специалиста?
На занятиях вы можете:
- включать в занятие или поручать родителям заниматься той физической активностью, которая нравится ребёнку – бегать, прыгать, кувыркаться, кататься на велосипеде, плавать и т.п. Это поможет ребёнку лучше чувствовать своё тело, давать адекватную нагрузку мышцам, укреплять эмоциональную связь с родителями;
- организовывать игры, где надо лезть над или под предметами, карабкаться, что-то преодолевать. Например, из подручного оборудования можно построить полосу препятствий и сказать ребёнку, что это корабль, на котором он должен добраться до суши. Подобные игры помогают малышу развить навыки управления собственным телом при движении;
- использовать активности, когда надо рассчитать силу, направление, место движения – к примеру, бросить мяч в корзину. Это поможет развивать планирование движений и их координацию.
Важно связывать новый опыт с тем, который у ребёнка уже есть, потому что детям бывает трудно делать что-то новое в непривычной обстановке. Тут помогут фразы вроде «Помнишь, на прошлом занятии ты смог…? Сейчас мы сделаем почти то же самое, только теперь нужно…»
И помните: выполнять активные упражнения можно даже в библиотеке! Например, ребёнок может переносить объёмные модули и строить из них домик или замок.
Безопасная среда
Грамотная коррекция начинается с безопасной среды. Поэтому для занятий подойдут:
➡️ мягкие пуфы, подушки, спортивные маты,
➡️ мячи разного размера, фитболы, вестибулярные подушки,
➡️ любое оборудование, которое регулируется под рост ребёнка – гамаки, качели и т.п.
Начинайте с простых задач и постепенно их усложняйте. Чтобы детям было интересно выполнять движения, придумывайте для них контекст, придумывайте игры с учётом интереса ребёнка. Это поможет сделать методы более разнообразными и создавать ситуации, в которых ребёнок сможет применить навык.
Каких результатов можно добиться при работе с диспраксией?
Системная и последовательная работа над планированием и выполнением двигательных задач позволяет улучшить:
- моторное планирование;
- способности к обучению;
- активное участие в повседневной жизни;
- поведение, самооценку, аккуратность, самостоятельность ребёнка;
- игровые способности;
- интеракцию и коммуникацию.
Таким образом, диспраксия – вид сенсорной дисфункции, который поддаётся успешной коррекции. Специалисту важно знать особенности проявлений и принципы построения коррекционной работы, чтобы получать более устойчивые и измеримые результаты от занятий.
*****
Если вы хотите узнать, как проявляются сенсорные трудности в обычной жизни, как они влияют на развитие и обучение и что может сделать специалист на индивидуальных и групповых занятиях, – регистрируйтесь на бесплатный 2-дневный интенсив с израильским эрготерапевтом Светой Ревич:
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ИНТЕНСИВ
Статья подготовлена по материалам выступления Светы Ревич на конференции «PRO Двигательную коррекцию».