Найти тему
Поговори с доцентом

Президентский контроль в Российской Федерации

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

В настоящее время контрольная функция является одной из самых важных среди других функций современного российского государства. Связано это с тем, что именно контрольная функция обеспечивает стабильное развитие государства, реализацию прав и свобод, проживающих в нем граждан в полной мере. По словам В.П. Беляева: «Содержание государственного контроля заключается в том, что уполномоченные органы и лица используют организационно-правовые средства и способы, и в рамках компетенции выясняют, соответствует деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям, проводят анализ результатов воздействия субъектов управления на объекты управления, степень отклонения от целей, запланированных способов и результатов и привлечению к ответственности винновых» [2].

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

В начале XX века Н.А. Золотарев утверждал, что контроль необходимо совершенствовать по мере развития системы управления, общественного устройства и государства в целом [4]. Государство стремится создать эффективную систему государственного управления и контроля при каждой общественно-экономической формации. Связано это в первую очередь с тем, что от эффективности деятельности данных систем напрямую зависит результат и эффективность функционирования государственной органов.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Все государственные органы РФ в определенной мере реализуют государственный контроль (надзор). Выделяют парламентский контроль, контрольно-надзорная деятельность органов исполнительной власти, конституционный контроль и прокурорский надзор. Особое значение имеет контроль Президента РФ, призванный обеспечить согласованное функционирование и взаимодействий всех органов государственной власти.

Следует отметить, что в последнее время президентский контроль является предметом пристального внимания со стороны политической практики и отечественной науки. Связано это в первую очередь с тем, что в развитии политической системы нашего государства, совершенствования государственного управления, развитии социальной сферы и экономики, в условиях модернизации российского общества именно президентский контроль играет важнейшую роль.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Говоря о месте и роли президентского контроля в системе государственного контроля, необходимо сказать, что в первую очередь оно обусловливается конституционным статусом Президента РФ в общей системе органов государственной власти и значимостью решений, принимаемых им.

Институт президентской власти в РФ относительно новое явление, однако, уже можно говорить о том, что он, получив законодательное закрепление в Конституции РФ, прочно вошел в систему государственной власти. По замечанию профессора Е.И. Козлова в Советской России господствовала концепция соединения законодательной и исполнительной власти, в связи с чем, принцип разделения властей, одним из элементов которого является наличие власти президента в системе органов государственной власти, был с ней не совместим [5].

(заседание Верховного Совета СССР - фото из открытых источников)
(заседание Верховного Совета СССР - фото из открытых источников)

Советская литература часто называла коллегиальным президентом Президиум Верховного Совета СССР, однако сущность указанного органа указывала о неправомерности такой формулировки, поскольку он был одной из частей единой системы Советов. В 1990 году был учрежден пост Президента СССР, позже в советских республиках был установлен аналогичный институт.

(Президент СССР Горбачев М.С. - фото из открытых источников)
(Президент СССР Горбачев М.С. - фото из открытых источников)

Первый президент России был избран 12 июня 1991 г. путем прямых всенародных выборов. Его статус по Конституции 1978 г. имел существенные отличия по сравнению с правовым положением президента по Конституции 1993 г.

(Первый Президент России Ельцин Б.Н. - фото из открытых источников)
(Первый Президент России Ельцин Б.Н. - фото из открытых источников)

Анализирую положения п. в ст. 71 Конституции РФ, мы можем сделать вывод о том, что у Президента РФ имеется право реализации контрольной функции. Необходимо указать на то, что в Конституции РФ глава о Президенте РФ открывает перечень глав, которые посвящены органам государственной власти РФ. Данное обстоятельство является важным элементом в характеристике статуса президента. В прежней Конституции глава, посвященная президенту, располагалась за главой о высших представительных органах, поскольку президент был главой исполнительной власти. Действующее расположение главы о президенте говорит о том, что он не включается ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную ветвь власти.

По мнению профессора Е.И. Козловой, президент занимает особое положение в системе федеральных органов государственной власти, что является предпосылкой выполнения задачи обеспечивать взаимодействие и согласованное функционирование органов государственной власти РФ, а также задачи обеспечения единства. В связи с чем, президентский контроль следует рассматривать не только как один из видов государственного контроль, но и как важное координирующее звено, цель которого – обеспечение единства и взаимодействия.

(Путин В.В. - фото из открытых источников)
(Путин В.В. - фото из открытых источников)

Особенный конституционный статус Президента РФ охватывает и контрольные функции, осуществляемые им, что говорит о том, что контроль президента – особый вид контроля. По мнению А.М. Тарасова, стратегическая направленность, рассматриваемого института проявляется, как и в том, что он осуществляется за основными направлениями деятельности, так и в его особой политической значимости [8].

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Президентский контроль, являясь частью общей системы государственного управления и контроля, выступает обязательным компонентом всего управленческого цикла, который состоит из набора соответствующих функций. Цель президентского контроль – установление отклонений в деятельности органов, принятие мер по устранению выявленных нарушений, а также предупреждению их в будущем.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

В содержание президентского контроля выделяют следующие критерии: эффективность, экономичность и оперативность. Указанные критерии выделяются Е.В. Едаловым, А. Ройс и другими. По их мнению, под критериями эффективности и экономичности контроля президента следует подразумевать анализ совокупности процессов, а также их влияния на общую цель, и, как правильно, он не относится к отдельно взятой программе или мероприятию [3].

Осуществляя контрольные функции, Президент РФ участвует в формировании органов государственной власти, что является способом обеспечения единства государственной власти; руководит и координирует деятельность органов государственной власти в системе разделения властей; проводит согласительные процедуры для решения разногласий, возникших между органами государственной власти; контролирует за законностью и эффективностью их деятельности [9].

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Контроль, стоящий вне системы разделения властей, осуществляемый Президентом РФ, распространяется на все области управленческой деятельности, входящие в его компетенцию на федеральной и региональном уровнях, что коррелирует с задачами по взаимодействию данных уровней власти по предметам совместного ведения. Президент обязан руководствоваться конституционными принципами государственной целостности, федерализма, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, разделения властей [7]. Для реализации цели обеспечения устойчивого развития всей территории государства, Президентом РФ определяются цели, приоритетные механизмы и задачи реализации государственной политики [1].

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Конституция РФ содержит в себе лишь отдельные элементы президентского контроля и только в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ. Рассматривая же президентский контроль за деятельностью законодательных органов государственной власти, следует сказать, что его регулирование осуществляется Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [10], где президентский контроль выступает как отдельный вид государственного контроля.

Итогом президентского контроля могут быть меры по изданию Указа, распоряжения, дачи поручения правительству или руководителям федеральных органов государственности власти и органов государственной власти субъектов РФ. Обширный круг конституционных полномочий Президента РФ является необходимой основой создания структуры вспомогательных государственных органов, цель которых, обеспечить выполнение функций главы государства.

(фото из открытых источников)
(фото из открытых источников)

Основными элементами данных органов являются:

1. Администрация Президента РФ;

2. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;

3. Советы и комиссии при Президенте РФ.

С.А. Осетров, рассматривая организационную основу президентской власти в РФ, утверждает, что ее структуру, помимо самого главы государства, составляют его аппарат, органы, оказывающие содействие реализации президентской власти, а также органы исполнительной власти двойного подчинения [6].

(Вайно А.Э. - Руководитель Администрации Президента России - фото из открытых источников)
(Вайно А.Э. - Руководитель Администрации Президента России - фото из открытых источников)

Следует также отметить, что под понятием «президентский контроль» в научной литературе нередко понимается контроль, осуществляемый Администрацией Президента РФ. В связи с чем, важно различать данные виды контроля. Прежде всего, потому что полномочия Президента РФ определяются самой Конституцией РФ и другими законами, а полномочия Администрации Президента РФ, а также ее структурных подразделений определены в положениях, которые утверждены в Указах Президента РФ. Таким образом, президентский контроль более широкое понятие, включающее в себя контроль со стороны как Президента РФ, так и Администрации Президента РФ.

(Рональд Алан Клейн - Глава Аппарата Белого дома - фото из открытых источников)
(Рональд Алан Клейн - Глава Аппарата Белого дома - фото из открытых источников)

В юридической литературе довольно часто высказывается мнение о необходимости совершенствования правовых и организационных механизмов президентского контроля. По мнению А.М. Тарасова, ссылающегося на опыт США по организации контроля над деятельностью органов исполнительной власти, необходимо создать институт федеральных инспекторов в министерствах и ведомствах, подведомственных главе государства, включив в их функции осуществление контроля за исполнением федеральных законов и принятых решений Президентом РФ руководством соответствующего органа исполнительной власти, с предоставлением ежеквартального отчета о состоянии деятельности подконтрольного органа по основным направлениям, а также включая вопросы кадровой политики [9].

(Совет Федерации Федерального Собрания)
(Совет Федерации Федерального Собрания)

Неоднократно ставился вопрос и о повышения эффективности государственного контроля и управления в целом. В послании Федеральному Собранию РФ в 2015 году главой государства подчеркивалось, что необходимо контролировать там, где действительно имеются риски и признаки нарушений, подразумевая, что контроль должен быть ориентированным, а не тотальным. В дальнейшем рассматривая вопросы состояния государственного контроля, Президент РФ утверждал, что контроль должен быть сервисным, а не карающим, однако в том же время нарушитель должен чувствовать себя дискомфортно.

(Путин В.В. - фото из открытых источников)
(Путин В.В. - фото из открытых источников)

Таким образом, мы можем сделать выводом о том, что рассматриваемое нами понятие является самостоятельным стратегическим видом контроля среди иных видов государственного контроля в РФ, главным субъектом которого является Президент РФ, что исходит из его конституционных полномочий.

Литература

1. Авакьян С. А. Глава Российского государства и региональные структуры власти: опыт и проблемы взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 43.

2. Беляев В. П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности : ав-тореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — Саратов, 2006.

3. Едалов Е.В. Правовой статус Президента Российской Федерации как гаранта Конституции России в сфере федерального вмешательства. // «Бизнес в законе». М. 2009.

4. Золотарев Н.А. Из истории государственного контроля в России 1892-1917 гг. // Контроллинг. 1994. № 2.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.:Юристъ. 2004. 585 с.

6. Осетров С.А. Организационные основы президентской власти в Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7.

7. Стародубцева И. А. Особенности конституционной системы «сдержек и противовесов» в России и Франции: от теории к развитию в законодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 30.

8. Тарасов А. М. Президентский контроль: понятие и система: учеб. пособие. СПб.: Юридический центр-Пресс. 2004.

9. Тарасов А.М. Президентский контроль: теоретические и практические аспекты оценки его эффективности // Государство и право. М.: Наука. 2002. № 11.

10. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 01.05.2019 N 94-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42911976