Перед прочтением данной статьи рекомендуется ознакомиться с содержанием предыдущих, в которых мы рассмотрели понятие "возрастной кризис" и примеры его проявления на первом году жизни ребёнка и в возрасте трёх лет.
В нашей стране поступление в первый класс законом определено в возрасте от 6,5 до 8 лет. Именно в этот период ребёнок «созревает» для изменения ведущего типа деятельности - способ восприятия и познания им окружающего мира меняется от игры к полноценному обучению. Но для этого также должны произойти определённые изменения.
Мы с Вами всегда должны помнить, что любая периодизация условна и не может быть привязана к конкретному возрасту точно - всегда необходимо иметь ввиду индивидуальные особенности ребёнка. Соответственно, любой возраст указывается приблизительно и понимается с условием "плюс-минус". Обозначаемые временные рамки продиктованы статистикой и могут немного отличаться в каждом конкретном случае.
В указанном возрасте навык мелкой моторики уже достаточно развит, чтобы довольно быстро перейти от «рисования» палочек и крючочков в прописях к полноценному письму целыми словами, а потом и предложениями. А память уже позволяет ребёнку запомнить множество новых символов, чтобы потом ловко суметь почти автоматически произносить их при чтении так быстро, чтобы и вовсе перестать замечать отдельные буквы и видеть слова.
И вообще, уровень развития мышления позволяет теперь рассуждать, используя не только те вещи и явления, которые ребёнок непосредственно мог наблюдать сам - вживую или на картинках (предметы, явления природы, животных и т. д.), но и оперировать абстрактными понятиями, до этого недоступными пониманию (иностранный язык, понятие счёта без цели прочитать что-то конкретное, какие-либо предметы, а просто как отдельные операции в математике, по сути - набор символов... состав слова, части речи и т.д.).
В этот момент меняется и социальный статус ребёнка, он уже ученик, у него появляются доселе невиданные обязанности - регулярные домашние задания, которые он обязан выполнять.
Успешность в этом многообразии качественно обновлённых навыков требует дисциплины. Поэтому в восприятии ребёнка значимые взрослые чётко разделяются на родителей и близких, а также на наставников-учителей, которые, не являясь близкими людьми, в определённых ситуациях наделены иногда даже дальше большим авторитетом, их он слушается беспрекословно.
Появление взрослого с таким статусом позволяет хоть и с большим трудом, но успешно грызть гранит науки там, где материнское сердце однозначно бы разжалобилось, поскольку не вынесло бы таких «страданий» деточки...
Вероятно, с таким гуманным подходом мы бы до сих пор сидели на деревьях, а не бороздили бы космическое пространство. Хотя, глядя на очень популярные нынче нападки на школу и попытки изобразить её исключительно как «карательный институт», невольно посещают мысли, что такими темпами летать можно и разучиться...
С изменением этого социального статуса и адаптацией к новому ребёнок начинает утрачивать былую детскую непосредственность, т.к. начинает лучше себя контролировать и глубже проникает в контекст отношений с окружающими (как взрослым, так и сверстниками).
Конечно этот переход не происходит одномоментно, он такой же плавный, как остальные, и даже больше. Именно из этих соображений в первом классе не ставят отметки (работу оценивают абстрактно, только чтобы подогреть мотивацию ребёнка к обучению). Обычная оценочная система вводится лишь в середине второго класса.
Этот период необходим для безболезненного и естественного перехода, как уже говорилось, от игрового вида деятельности (в детском саду) к учебному (в школе).
Все эти новшества необходимы для наращивания темпов интеллектуального развития и дальнейшего поэтапного перехода ребёнка в статус взрослого (или почти взрослого, для начала)...
#тотсамыйпсихолог #возрастнойкризис #психология #развитие #дети