Эмоции, граждане играют наиважнейшую роль в существовании человека разумного, как, впрочем, и любого другого живого существа, обитающего на нашей голубой планете. По поводу чьих-то эмоций нам, вроде бы все более-менее понятно, про эмоции иных, мы можем только догадываться, про третьих…, впрочем, не будем заниматься анализом всей пищевой цепочки.
Я хочу остановиться на эмоциях человеческих, про которые принято считать, что они изучены, поняты и, как следствие ничего нового уж и не скажешь.
Как правило, мы привыкли разделять эмоции на условно позитивные и условно негативные. Я намеренно употребляю слово «условно», поскольку разделение на позитив и негатив является оценочным, а я считаю, что и те, и другие одинаково важны для полноценной психической жизни каждого индивидуума.
Так вот. Коль скоро, те, эмоции, коие относятся к условно негативным, не особо привносят в нашу жизнь теплых тонов, но, при этом, зачастую, гораздо более представлены в обыденной жизни современного жителя мегаполиса, то их принято контролировать. А это в подавляющем большинстве случаев, является синонимом слова «подавлять». Я же предлагаю научиться их контролировать, с позиции «управлять». Для этого есть нехитрая методика, овладеть которой, при желании можно довольно быстро и далее с успехом контролировать (управлять без подавления) как свои эмоции, так и эмоции другого человека.
В качестве «подопытной» «негативной» эмоции, я возьму, например, злость.
Итак, если вы хотите управлять злостью, то выполняем следующие шаги:
1. Признание.
Вам необходимо прочувствовать свое сиюминутное состояние и признать, что оно изменилось, относительно того, которое было мгновение назад. Все. На этом этапе больше ничего – признали и все.
2. Название.
Сразу за признанием, называем эту эмоцию, например, «Я злюсь (разозлился (лась))». Здесь Важнейшим фактором успеха является формулировка от первого лица. Тогда Вы можете сохранить контроль. Если же Вы произнесете это в варианте «Ты меня злишь (бесишь, достал, задолбал и пр.)», то мгновенно передадите право управления своей психикой «удаленному помощнику», т.е. Вашему визави. Повторяю – только от первого лица. Уже на этом этапе можно почувствовать снижение аффективной заряженности злости.
3. Анализ.
Необходимо понять, что конкретно в поведении оппонента вызвало у Вас злость. Это совсем несложно, поскольку он (она) перед Вами.
4. Воспоминание.
Здесь, сразу за названием, пытаемся вспомнить, когда впервые, и чье подобного рода поведение, вызвало (могло вызвать) вышеуказанную реакцию. Для этого может понадобиться время, посему, если пункты с 1 по 3 желательно выполнять «здесь и сейчас», то п. 4 можно исполнить позже, когда подвернется случай или воспоминание придет само.
Как мы понимаем, с помощью этой методики можно контролировать любую «негативную» эмоцию, не доводя ее до неуправляемого состояния.
На примере злости, в качестве факультатива, расположу степени данного «негатива» по увеличению аффективной заряженности: НЕДОУМЕНИЕ – НЕГОДОВАНИЕ – РАЗДРАЖЕНИЕ – ЗЛОСТЬ – ГНЕВ – ЯРОСТЬ.
Последняя, т.е. ярость, является состоянием неконтролируемым, как следствие, неуправляемым. Доводить себя до такого состояния чревато, как для Вас, так и для окружающих
Таким образом, граждане, пусть не сразу, пусть, пройдя, определенный период тренировок, но вы можете научиться управлять своими эмоциями за доли секунды, подняв свой эмоциональный интеллект на новый уровень.