Найти тему
Бортовой журнал kua1102

Причины, которые не позволят китайским компаниям воспользоваться кризисом на автомобильном рынке России

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сразу несколько моих знакомых на абсолютном серьезе заявили, что китайские автомобильные компании без проблем закроют тот спрос, который неминуемо возникнет, если европейские автопроизводители покинут российский рынок на очень долгий срок.

В этой статье постараюсь аргументировать, почему этого не случится. Постараюсь быть максимально объективным и опираться на цифры, с которыми, как известно, спорить не имеет смысла.

И начнём мы с того, что посчитаем, какое количество автомобилей различных классов попало в список 25-ти самых популярных моделей по итогам 2021 года.

Что и в каком количестве покупали в 2021 году

В этом нам помогут данные Ассоциации Европейского Бизнеса, которая ведёт детальную статистику по отечественному автомобильному рынку.

Сегмент автомобилей B-класса

Это недорогие и наиболее доступные автомобили для среднестатистического человека. С некоторой натяжкой к ним применима фраза "народный автомобиль". Всего в ТОП-25 присутствовало 10 таких моделей: отечественные LADA Vesta, LADA Granta, LADA Largus, LADA XRAY, корейские KIA Rio, Hyundai Solaris, немецкий Volkswagen Polo, чешский Škoda Rapid, французские Renault Logan, Renault Sandero.

За 2021 год было продано 571 тысяча 514 экземпляров указанных моделей

Сегмент кроссоверов

Ещё один самых популярный тип кузова - кроссовер. По итогам 2021 года в список 25-ти самых популярных моделей попало аж 12 моделей. Это корейские кроссоверы Hyundai Creta, KIA Sportage, KIA Seltos, японские Toyota RAV4, Nissan Qashqai, Mazda CX-5, Nissan X-Trail, немецкий Volkswagen Tiguan, чешский Škoda Karoq, французские кроссоверы Renault Duster, Renault Kaptur и Renault Arkana.

В 2021 году новых владельцев кроссоверов перечисленных выше моделей насчитывалось 335 тысяч 993 человека

Премиум-сегмент

К таковым можно отнести две модели - японская Toyota Camry и корейский KIA K5. Суммарно было продано в 2021 году 61207 автомобилей этих моделей.

Внедорожники

К этому классу я отнесу LADA Niva. Niva Legend и Niva Travel были куплены в количестве 51242 автомобиля.

У китайских автопроизводителей нет ресурсов для замещения такого количества автомобилей

Если на секунду представить, что озвученные выше модели, за исключением LADA Niva (эта модель с наибольшим процентом локализации), исчезнут с нашего рынка, то от китайских автопроизводителей потребуется поставить на наш рынок 968 тысяч 714 единиц автомобилей.

Сейчас не будет отвлекаться на распределение по классам, а просто зафиксируем по итогам 2021 года количество всех-всех проданных китайских автомобилей. Это 115 тысяч 663 автомобилей. Для закрытия требуемых объемов потребуется увеличить в 8 раз объемы продаж китайских автомобилей. Это нереально. Почему? Доводы ниже.

Нет локализованных производств в России

Сейчас всего лишь у одной китайской компании (Haval) развёрнут завод по производству автомобилей в России. Второй по популярности бренд, Chery, свои модели импортирует. У Geely развёрнуто производство в Белоруссии.

За все годы присутствия на российском рынке китайских компаний только HAVAL построил в России завод полного цикла. Автор фотографии kua1102
За все годы присутствия на российском рынке китайских компаний только HAVAL построил в России завод полного цикла. Автор фотографии kua1102

Нарастить продажи за счёт импорта невозможно. Но это не единственный подводный камень.

Китайские производители сконцентрированы на продажах кроссоверов

Перекос в сторону продаж кроссоверов отчётливо виден в последние несколько лет. Например, Chery долгое время пыталась продавать широкий спектр кузовов, но в итоге приняла решение сосредоточиться на кроссоверах.

Haval, зайдя на рынок, тоже начал продавать исключительно кроссоверы. И суровая реальность 2021 года такова - китайские автопроизводители продают только кроссоверы. Смогут ли они выпустить аналог KIA Rio, если вдруг этот автопроизводитель решит свернуть своё производство в России? Я считаю, что не смогут.

Chery IndiS был одной из последних попыток сделать автомобиль, который не был кроссовером. Автор фотографии kua1102
Chery IndiS был одной из последних попыток сделать автомобиль, который не был кроссовером. Автор фотографии kua1102

Китайские автомобили перестали быть дешёвыми

Это следствие импорта и компонент автомобиля, которые очень чувствительны к колебанию курса, т.к. расчёт за них идёт в иностранной валюте. Поэтому даже если помечтать о том, что в 2023 году китайцы поставят на наш рынок миллион своих автомобилей, то, боюсь, у населения не будет денег, чтобы их купить.

Наиболее реальные перспективы китайских автопроизводителей в России

Как мне кажется, единственное, чего стоит ожидать - увеличение продаж максимум на 15%. Больше не получится из-за отсутствия локализованного производства (Haval в одиночку не сможет дать большой прирост), а также из-за невозможности продавать что-то кроме кроссоверов. Наивно полагать, что хотевший купить LADA Granta вдруг захочет (или сможет) купить Haval Jolion, например.

Другие мои статьи

Исследую темпы роста стоимости компактных кроссоверов Škoda Karoq и Haval Jolion

О завоевании авторынка России с 2012 года кроссоверами. С чего всё начиналось и к чему пришло?

С уважением, Юрий (kua1102)