Найти в Дзене

В России из-за санкций дорожают продукты и техника. Почему такая же угроза стоит перед США и Европой?

Оглавление

В последние недели российские компании из разных отраслей начали все чаще объявлять о повышении цен. В отдельных случаях рост достигает 67 процентов. Среди главных причин — введенные в отношении России санкции, повышение курса доллара, проблемы с логистикой и совершением платежей, а также нежелание многих производителей и поставщиков работать на российском рынке, сильно снижающее предложение и ослабляющее конкуренцию. Специалисты предупреждают, что в ближайшем будущем ситуация не изменится.

Первая реакция

Первым о повышении цен — сразу на 30 процентов по большинству позиций — объявила сеть магазинов электроники и бытовой техники DNS. Директор компании Дмитрий Алексеев уже 25 февраля написал в соцсетях, что вся деятельность DNS «превратилась в распределение дефицита», и не исключил дальнейшего подорожания. Магазины, по его словам, столкнулись с резким, почти двукратным ростом продаж, из-за которого даже временно выходил из строя сайт сети. «Мы оказались в новом мире, где помимо роста курса введены технологические санкции, и пока непонятно, как будут происходить поставки большого перечня товаров. Ситуация развивается по настолько плохому сценарию, что планировать что-то невозможно», — подытожил Алексеев.

Правда, на следующий день после проверки Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и заседания Минпромторга с его участием, топ-менеджер объявил о снижении цен на «большой перечень товаров» и в целом сменил риторику. «Есть уверенность, что удастся сохранить стабильность поставок», — написал Алексеев, добавив, что DNS подготовит специальный план для снижения волатильности на рынке. Его подробности глава сети не раскрыл.

-2

Тем не менее ситуацией поспешили воспользоваться конкуренты. Сети «М.Видео» и «Эльдорадо», входящие в качестве единой компании в холдинг Михаил Гуцериева «Сафмар», заморозили февральские цены на 140 товаров. Среди них смартфоны, планшеты, наушники, электронные книги, ноутбуки, телевизоры, утюги. Руководство пояснило, что поддерживает призывы ФАС и Минпромторга к ответственному ценообразованию. При этом в «М.Видео» и «Эльдорадо» допускали подорожание других товаров, но объясняли его не западными санкциями, а влиянием пандемии коронавируса и повышенным спросом в период «гендерных праздников февраля и марта», который обещали удовлетворить в полном объеме.

В некоторых магазинах электроники в конце февраля появились объявления о том, что указанная в ценниках стоимость товаров не соответствует действительности и цены нужно уточнять у продавцов. Такая практика напомнила многим покупателям ситуацию после дефолта 1998 года, повлекшего стремительную инфляцию. Другие торговые точки успели оперативно переклеить ценники — повышение в Москве составило в среднем 20-40 процентов.

Официальный дистрибьютор Apple reStore (у производителя iPhone нет фирменных магазинов в России) закрывался на день, чтобы провести переоценку. 3 марта стоимость большинства гаджетов выросла на 42-62 процента. Так, iPhone 13 Pro Max стоит 180 тысяч рублей вместо прежних 120 тысяч, а ноутбук MacBook Air с 512 гигабайтами памяти — 187 тысяч вместо 125. На ценовую политику партнеров Apple в России (кроме reStore продукция продается во многих торговых сетях), помимо прочего, повлияло решение американской компании приостановить поставки. Таким образом, перекупщики распродают скопившиеся на складах запасы и готовятся к их скорому истощению.

Не средство передвижения

Следом подорожали автомобили, причем как у официальных дилеров, так и на вторичном рынке. Уже 25 февраля участники отрасли говорили о росте спроса на подержанные машины на треть, а их средняя цена достигла 1,4 миллиона рублей. Стоимость отдельных автомобилей увеличивалась еще больше: владелец купленного год назад Mercedes-Benz за два дня повысил ценник более чем на миллион рублей.

В автосалонах наблюдается похожая ситуация: еще в конце февраля цены подняли Mercedes-Benz, Infiniti, Citroen, Mazda, Hyundai, Opel, Peugeot и Renault. В начале марта к ним присоединились еще несколько производителей, в том числе «АвтоВАЗ», рекордно повысивший стоимость всех своих моделей (на 63-247 тысяч рублей). В итоге только за первую неделю спецоперации расценки выросли на 15 процентов. Правда, затем динамика немного стабилизировалась: средняя стоимость нового автомобиля держится на уровне 2,7 миллиона рублей, подержанного — около 1,1 миллиона.

О скором подорожании одежды и обуви специалисты и участники рынка предупреждали еще в начале февраля. Тогда их прогнозы сводились к росту цен на 15-25 процентов по итогам года, и в качестве причины назывался глобальный тренд на увеличение стоимости всех видов сырья в большинстве стран мира. Однако полтора месяца назад производители и продавцы рассчитывали на устойчивый курс рубля (на уровне прошлого года), сохранить который не удалось. О проблемах говорят и российские производители: даже тем, кто пока не поднимал цены, в скором будущем придется пойти на это, чтобы компенсировать резко возросшие траты.

-3

Хлеб насущный

Отдельное внимание традиционно уделяется ценам на еду и их динамике. 1 марта сразу четыре крупные сети — «Магнит», «Ашан», «Атак» и «О’Кей» — объявили, что ограничат наценку (разницу между оптовой и розничной ценами, основу прибыли торговых предприятий) пятью процентами. Мера будет распространяться на 304 социально важные товарные позиции, среди которых основные составляющие базовой потребительской корзины: овощи, молочные продукты, сахар, хлеб.

Послабление было введено после консультаций с ФАС и Минпромторгом, но некоторые политики и чиновники все равно остались недовольны уровнем цен в магазинах. Замглавы комитета Госдумы по аграрным вопросам Надежда Школина назвала наценки некоторых сетей беспрецедентными. «Хотя, казалось бы, социально значимый товар, есть договоренности, что не более пяти процентов, но вместе с тем сети делают иногда от 30 до 46 процентов. На сыры до 100 процентов доходит», — посетовала депутат, добавив, что такая практика «абсолютно неправильна».

В первой половине марта сообщения о скором подорожании отдельных категорий продуктов, напитков и повседневных товаров приходили одно за другим. Россиян предупреждали о росте цен на вино (на 10 процентов), на средства гигиены и бытовой химии (в среднем на 40 процентов, а на отдельные позиции — на 67), на чай, кофе и кондитерские изделия (на 25 процентов). Кроме того, с конца февраля выросла стоимость домашнего интернета (на 2-10 процентов) и наиболее популярных импортных лекарств (в среднем на четыре процента).

Наконец, подорожал транспорт, особенно международный. К 3 марта цены на авиабилеты за границу с вылетом в ближайшие дни выросли на 17-19 процентов по сравнению с предыдущей неделей и продолжили повышаться. В середине месяца самый дешевый билет в одну сторону на одного человека в Стамбул с вылетом 26 марта стоил 29 тысяч рублей (с 12-часовой пересадкой в Ростове-на-Дону). Прямой рейс на ту же дату обойдется как минимум в 42,3 тысячи рублей — при обычной цене в 10-15 тысяч. Подорожание особенно ощутимо на фоне прошлогодних показателей: по итогам 2021-го Росстат зафиксировал максимальный темп роста цен на авиабилеты за десять лет — на 15 процентов. Туроператоры также прогнозируют рост цен в российских отелях: в сезон летних отпусков он может достигнуть 30 процентов.

-4

Хлопнули дверью

В конце февраля крупнейшие иностранные производители и поставщики стали объявлять о полном или частичном уходе с российского рынка. К середине марта насчитывается уже несколько сотен «бизнес-беженцев». Все они боятся понести репутационные риски, связанные с работой в России. Показателен пример японского производителя одежды Uniqlo. В последние годы он активно открывал новые магазины в российских городах и даже рассматривал Россию в качестве основного рынка для экспансии за пределы Японии. В первые дни после начала украинской спецоперации глава компании Тадаши Янаи говорил о желании остаться, поскольку «одежда — это необходимость, и россияне имеют такое же право на жизнь, как и все остальные». Но вскоре под давлением покупателей по всему миру изменил позицию и сообщил о приостановке работы компании в стране.

Некоторые, как «Макдоналдс» и IKEA, продолжают платить зарплату сотрудникам российских подразделений и арендовать помещения в надежде вернуться при улучшении ситуации; другие заявляют, что ушли навсегда. Среди поддержавших бойкот — крупнейшие автоконцерны, останавливающие работу российских заводов, поставки готовой продукции и запчастей; IT-гиганты, прекратившие поддерживать российских клиентов. Доступ ко многим сервисам и подпискам (даже тем, чьи разработчики не говорили об уходе из России) прервался из-за невозможности оплатить их картами или с банковских счетов. По предварительным подсчетам, покидающие Россию компании обеспечивали работой около 200 тысяч человек.

На состоянии экономики сказался и уход транспортных и логистических компаний. Доставку в Россию прекратили крупнейший в мире контейнерный оператор Maersk (его решение не затрагивает порты Дальнего Востока), порт Гамбурга, перевозчики MSC, Hapag-Lloyd, Yang Ming, морские линии HMM и One, а также службы доставки FedEx, DHL и UPS. Во многом на их решение повлияли закрытие российского воздушного пространства для западных авиакомпаний и европейских портов для российских судов. Из-за запрета на поставки запчастей, оборудования и обслуживание самолетов российских авиакомпаний (даже тех, которые могут быть национализированы российским правительством) вскоре проблема может коснуться даже внутренних перевозок.

-5

Эффект домино

Все эти обстоятельства, обрушившиеся на российскую экономику в короткие сроки, не могли остаться незамеченными. Резкое ослабление курса рубля, запрет на проведение многих банковских и платежных операций, включая обслуживание части госдолга, уход с российского рынка множества зарубежных компаний, перебои с поставками нарушили важнейшие процессы национальной экономики, которая, вопреки заявлениям и стремлению властей, до сих пор была очень тесно встроена в мировую. Пока самым ощутимым последствием для большинства россиян стало повышение цен на товары и услуги в самых разных отраслях. В обозримом будущем в некоторых из них может образоваться дефицит — если приостановленные поставки не удастся заменить российскими или зарубежными аналогами (уже сейчас в некоторых регионах из-за ажиотажного спроса невозможно купить сахар).

Правительство отрицает такую вероятность и пытается смягчить положение. Профильные комитеты Госдумы предлагают зафиксировать цены на наиболее важные категории товаров: продукты, лекарства, детские товары, стройматериалы. Аналогичные меры уже введены для продукции металлургических компаний. Однако такой подход может сделать производство невыгодным, из-за чего с рынка начнут уходить даже российские игроки. Еще один шаг — временный запрет на экспорт сахара и зерновых, призванный увеличить предложение на домашнем рынке. Президент Путин уверен, что потребители скоро «сориентируются» и перестанут создавать излишний спрос, а страна найдет решение проблем вместе с новыми партнерами, не поддержавшими санкции. Глава государства также предложил максимальную свободу отечественному бизнесу и даже отмену уголовного преследования за экономические преступления.

-6

Однако сейчас ситуация не выглядит обнадеживающей и грозит обернуться еще более ощутимыми последствиями. Иностранные трейдеры и нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) уже отказываются от новых партий российской нефти, считая ее слишком «токсичной». С одной стороны, это увеличит предложение на внутреннем рынке, что позволит снизить цены на нефтепродукты, в том числе на бензин. Некоторые региональные сети АЗС уже начали снижать стоимость, максимальный пересмотр составил 12 процентов. С другой стороны, российский бюджет лишится части особенно ценной сейчас валютной выручки. В целом же инфляция в России за неделю с 5 по 11 марта составила 2,09 процента. В годовом выражении цены выросли на 12,54 процента.

Вполне вероятно, что проблемы России разделит и остальной мир. США, запретившие импорт российской нефти, уже наблюдают рост цен на бензин. Миллиардер Андрей Мельниченко, владелец СУЭК, из-за санкций лишившийся контроля в компании по производству удобрений «Еврохим», предсказал миру скорый продовольственный кризис. Он может случиться из-за сбоя цепочки поставок (на Россию и Украину приходится значительная доля мирового экспорта продовольствия) и подорожания удобрений. Уже сейчас проблемы испытывает автомобильная промышленность. Немецкие BMW и Volkswagen остановили производство по всему миру на неопределенный срок из-за нехватки производимых на Украине компонентов. По той же причине вынужденный отпуск для сотрудников объявил «АвтоВАЗ». Масштабы последствий для глобальной экономики прояснятся уже в ближайшее время.