Объем рынка доставки увеличивается из-за переноса активности потребителя домой и экономии времени. Весь ритейл уходит в онлайн. Потребители привыкают к моментальному получению услуги/товара, что способствует локализации складов и производства. 15 лет назад основой ритейла были традиционные магазины, в которые нужно было ходить не только за предметами первой необходимости, но и за дисками с компьютерными играми и фильмами. 10 лет назад онлайн-сервисы стали отвоевывать рынок, а покупка гаджетов и техники уже чаще ассоциировалась с доставкой. Новое поколение заказывало ноутбуки и телефоны через интернет, но за одеждой все еще шли в традиционные оффлайновые точки продаж. Продуктовый магазин оставался центром притяжения шоперов, поход за продуктами был формой развлечения и социальной активности. Начало 201Х стало временем гипермаркетов бесчисленное количество семей тратили часы на то, чтобы купить продукты на неделю вперед. Теперь большинство потребителей переносят покупательскую активность в интернет, многие не могут представить свою жизнь без электронной коммерции. Гипермаркеты если еще не мертвы, то уже быстро умирают. На улицах Москвы и других мегаполисов мы видим толпы курьеров, которые объезжают весь город за считанные часы, чтобы доставить товары заказчикам.
Существует несколько причин, объясняющих это явление. Во-первых, происходят значительные изменения в модели потребления и предпочтениях поколений Y и Z. Теперь доставка должна удовлетворять нарастающий спрос. Во-вторых, бизнес-модели, которые дают ответ на ситуативные желания пользователей, и очень быстрый образ жизни избаловали клиентов. В результате они хотят быстрой доставки, быстрая доставка в мегаполисах подразумевает локальную доставку. Поэтому в будущем этот тренд, вероятно, приведет к локализации производства. 70% пожилых людей в США сейчас пользуются интернетом, в то время как в 2000 году их было всего 14%. И этим пожилым людям не так нужны оффлайн-магазины для покупок. Любопытно, что то же самое наблюдается на развивающихся рынках, где пожилое население может быть менее грамотным. Фактически, электронная коммерция среди бумеров настолько популярна, что она требует создания отдельных цифровых компаний, специально ориентированных на таких потребителей. Примером может стать Seniority — сайт, который ориентирован на обслуживание старшей аудитории и ее потребностей — ортопедические приборы, кресла для мобильности, медицинское оборудование. Поколения Y и Z ведут себя совершенно по-другому. Мировой экономический кризис и связанная с ним массовая безработица оказали сильное влияние на молодых людей.
Миллениалы, уровень счастья которых обычно выше, чем у других поколений, проводят большую часть своего времени на работе в погоне за эфемерным успехом и пытаются выжать максимум продуктивности из каждой секунды своей жизни. Молодые люди также дольше остаются одинокими, средний возраст вступления в первый брак в европейских странах — более 30 лет. В результате у более молодых клиентов нет ни времени, чтобы ходить по магазинам, ни кого-либо дома, чтобы принять традиционную доставку. Следовательно, доставляется все — даже готовая еда. Есть также несколько факторов, которые способствуют развитию сферы доставки и при этом не зависят от возраста потребителей. Интернет позволил покупателям больше узнавать о товарах без участия консультантов, а также сравнивать цены на одни и те же товары у разных поставщиков. Фактически, сайты сравнения цен, такие как Яндекс.Маркет, Aviasales или Trivago, которые предоставляют информацию о товарах и их стоимости, являются одним из драйверов электронной коммерции.
Кроме того, традиционные ритейлеры, которые закрывают магазины, тратят бюджеты на онлайн- продвижение своих товаров и используют цифровые инструменты. Тем самым они помогают гигантам электронной коммерции приобретать больше клиентов. Вышеуказанные факты объясняют повсеместное распространение доставки и постоянное увеличение объема этого рынка. Тот факт, что клиенты стали избалованными on-demand бизнес-моделями, способствовал росту быстрой локальной доставки. Например, в Uber уже в 2014 году в 90% случаев машина приезжала менее, чем за 10 минут. В то время классические службы такси подавали машину за такое время лишь в 30% случаев. Время предоставления других услуг также снизилось. Банки предлагают кредиты за 2 минуты, жилье можно забронировать за несколько минут. Подобная тенденция прослеживается и на рабочих местах в компаниях: руководители ждут быстрых ответов в почте и реакции в чатах. Увеличение скорости удовлетворения потребностей становится нормой и для доставки. В 2012 году доставка в тот же день казалось классной, в 2014 году компания Amazon уже начала предлагать доставку на следующий час. В 2018 году 72% американцев могли получить доставку в тот же день. Эта доставка стала ультралокальной — складские помещения и центры обработки заказов возникли внутри городских районов. Доставка продуктов, особенно свежей рыбы, мяса и фруктов — новая ниша, которую американские и китайские гиганты электронной коммерции энергично атакуют с 2017 года, — носит локальный характер. Доставка еды создала целую подотрасль локальных dark kitchens, которые обслуживают небольшую близлежащую территорию.
По данным РокетБанка, доставка еды является одним из самых быстро растущих сегментов на протяжении последних четырех лет, средний годовой расход на доставку еды вырос на 47% в период с 2016-го по 2019-ый годы, при этом в Москве среди клиентов до 22 лет расход вырос на 144%. В будущем нас ждут еще более интересные изменения. Во-первых, я думаю, что у каждого из нас будет один поставщик для большинства предметов первой необходимости, и это будет платформа электронной коммерции. Глядя на то, как Amazon и Aliexpress монополизировали все виды торговли от бытовой техники до продуктов питания и воссоздали магазин в каждом смартфоне, это кажется неизбежным. Россия может быть любопытным исключением, потому что у нас нет такого доминирующего игрока электронной коммерции на рынке. Второй пункт связан с локализацией складов для обеспечения быстрой доставки. Следующим шагом, который мы уже видим в моделях dark kitchen, является локализация производства. Amazon может делать ограниченную доставку товаров первой необходимости, но что, если она будет поддерживать местных жителей в создании некоторых видов товаров с использованием 3D-принтеров Amazon? Еще одна опция — предоставление безработным материалов для создания городской фермы, которая пополнила бы ассортимент продуктов питания Amazon экзотическими травами. Подобное делает Кимбал Маск, брат Илона. Такой формат разнообразит локальную экономику, и она сможет сосуществовать с международными корпорациями вроде Amazon, в чьих руках находится капитал и интеллектуальная собственность.