Товарные знаки существовали в древнем мире. Еще 3000 лет назад индийские ремесленники имели обыкновение запечатлевать свои подписи на художественных творениях перед их отправкой в Иран. Позднее в употреблении находилось около тысячи различных римских гончарных клейм, включая фабричное клеймо FORTIS, которое стало настолько знаменитым, что его копировали и подделывали.
Сфера использования товарных знаков возросла в условиях процветающей торговли средних веков. Сегодня товарные знаки (часто сокращенно обозначаемые TM на английском языке) используются повсеместно.
Растущая значимость товарных знаков в коммерческой деятельности обусловлена усиливающейся конкуренцией между фирмами, осуществляющими бизнес в более чем одной стране.
Товарные знаки используются для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Товарный знак можно рассматривать как инструмент связи, используемый производителями для привлечения клиентов.
Так же, как и собственное имя индивида идентифицирует и отличает его от других индивидов, товарный знак выполняет основную функцию идентификации источника продукта и отличия этого продукта от продуктов из других источников.
ТОВАРНЫЙ ЗНАК В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Товарный знак удостоверяет происхождение товара от известного торгового или промышленного предприятия.
Для возможности защиты Товарных знаков от подделки требуется регистрация их в правительственных учреждениях. В России (по закону 1896) свидетельство на Товарный знак выдаётся отделом торговли министерства торговли и промышленности. А. Небольсин, «Законодательство о фабричных и торговых клеймах» (1886)[5]; Кобеляцкий, «Промышлен., литературн. собственность» (1896).
ТОВАРНЫЙ ЗНАК В СССР
Порядок приобретения права на Товарный знак, его использования и защиты определялся национальным законодательством (например, в СССР постановлением Совета Министров СССР от 15 мая 1962 «О товарных знаках», Положением о товарных знаках (утверждено Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий от 8 января 1974)] и международными соглашениями, важнейшими из которых являются Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 и Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков 1891 (обе ратифицированы СССР).
Во всех социалистических странах и большинстве капиталистических стран (например, в ФРГ, Франции, Японии, Италии, скандинавских странах) исключительное право на Т. з. приобретается путём его официальной регистрации (в СССР — в Государственном комитете Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий), а в некоторых государствах (например, в Великобритании, США, Швейцарии) — в силу фактического применения Товарных знаков в хозяйственном обороте[6].
РАЗЛИЧНЫЕ НАЗВАНИЯ И СИНОНИМЫ
Торговая марка — словесная калька[7] с английского «trade mark»[8], используется как синоним понятия «товарный знак». Хотя этот термин активно используется на бытовом уровне, российской правовой системе известны только понятия «товарный знак» и «знак обслуживания».
Именно они подлежат правовой охране. Маркетинговое понятие бренд иногда на бытовом уровне используется в качестве синонима понятия «товарный знак» или «знак обслуживания», что является неверным, хотя товарный знак или знак обслуживания часто и являются основополагающей составляющей понятия бренда.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Регистрация права на товарный знак и знак обслуживания носит территориальный характер, то есть право на охрану своего товарного знака юридические лица и индивидуальные предприниматели получают только в тех странах, в которых они получили свидетельство о регистрации своего товарного знака в соответствующих регистрационных органах.
ВИДЫ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными[10], комбинированными[11], звуковыми[12], трехмерными — представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, конечно, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию.
1.Словесный - только шрифтовая композиция, в теории дизайн - логограмма. Словесные знаки составляют 80% от всех существующих товарных знаков. Такими знаками могут быть личные имена "Алёнка", "Тинькофф".
Также придуманные новообразования -ксерокс, kodak. Аббревиатуры - МУЗТВ, РТР, ТНТ. Числа - первый канал.
Встречаются, особенно в последнее время, новые виды товарного знака, фигурирующие на рынке. Это товарный знак в виде голограммы.
Например, на кредитной карточке можно увидеть маленькое изображение, которое меняется в зависимости от угла, под которым вы на него смотрите. В некоторых странах существуют обонятельные знаки, когда определенный запах может быть защищен в качестве товарного знака.
2. Изобразительный - до 5% не более от общего числа товарных знаков. Чаще всего используется в индивидуальной профессиональной деятельности. Представляет собой абстрактные (знак индекс) или конкретные (иконические знаки) изображения.
3. Комбинированный- в его состав входят в различных комбинациях словесные и изобразительные составляющие (такой знак разобрать нельзя). Именно комбинированные знаки в теории дизайна называют логотипом (отпечаток графики). Правообладатель не может контролировать товарный знак, сходный с принадлежащим ему, если не сможет доказать, что они «совпадают до степени смешения».
Таким образом, товарный знак, состоящий неразделимым образом из трёх и более товарных знаков (товарный знак не может совпадать более чем с одним зарегистрированным товарным знаком) не подлежит контролю владельцев исходных элементов. Существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, однако всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение.
ПРИМЕРЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПОНЯТЬ, КАКИЕ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- словесными — «Apple» для компьютеров, Deutsche Bank для банка, «Холлофайбер» для нетканых материалов;
- произвольными или вымышленными обозначениями — Coca-Cola, Nikon, Sony, NIKE и Easy Jet; именами — Ford, Peugeot, Hilton (отель);
- слоганами — «Летай мной» для авиалинии; содержащими элементы — трёхлучевая звезда для Mercedes-Benz, статуэтка богини («Дух экстаза») для Rolls-Royce; цифры — одеколон 4711; буквы — GM, FIAT, VW, KLM; картинки или символы — Lacoste (маленький крокодил);
- звуками — мелодия мобильного телефона Nokia, Philips и др.
Мелодия Coca-Cola, звуковая заставка чая
Существуют фирмы, которые намерены извлекать недобросовестную выгоду из существования общеизвестных товарных знаков, создавая знаки, сходные с ними до степени смешения, вводя таким образом потребителей в заблуждение. В целях решения этой проблемы Парижская конвенция, Соглашение ТРИПС, а также многие национальные законы предусматривают специальную охрану общеизвестных знаков.
По материалам cвободной энциклопедии: http://ru.wikipedia.org/
Для чего нужна регистрация товарного знака?
Вы становитесь единственным владельцем Вашего товарного знака (правообладатель).
В первую очередь товарный знак нужен, чтобы защитить свой бизнес и свои идеи.
Регистрация товарного знака поможет защититься от конкурентов, если они попытаются скопировать логотип, слово, слоган и/или фирменный стиль компании, вы сможете подать в суд и получить компенсацию.
- позволяет распоряжаться собственным именем без ограничений и по своему усмотрению.
- даёт возможность заключить договор отчуждения торговой марки (т.е. продать товарный знак).
- позволяет заключить лицензионный договор (т.е. получить или передать лицензию на товарный знак).
- регистрация товарного знака даёт все возможности для заключения договоров коммерческой концессии (т.е. передать комплекс прав в виде франшизы).
Патентные поверенные готовы ответить на все Ваши вопросы!
Заполните заявку на услуги прямо сейчас
Звоните 8 800 775 24 50 (звонок бесплатный по России)
WhatsApp/Viber: 8 913 577 98 86
Электронная почта: mail@globalpatent.ru
По материалам Свободной энциклопедии:
http://ru.wikipedia.org/
https://www1.fips.ru/registers-web/
#товарныйзнак #бренд #марка #логотип #фирменныйзнак
#патентноебюро #патентныйповеренный #глобалпатент #регистрациятоварногознака #регистрациялоготипа