Обещала рассказать, как мы сделали самостоятельный урок нормой.
Итак. После первого случайного самостоятельного урока
мы его возглавили.
Как?
Очень просто.
То, что у Гриши получается лучше всего, дарит ему удовлетворение и радость, и стало его самостоятельным уроком.
В статье речь идёт о мальчике 12-и лет с диагнозом РАС, который заговорил в 10 лет.
И около двух месяцев самостоятельно он рисовал и складывал пазлы.
Когда это стало нормой, я начала добавлять простые задания по математике, просто примеры.
Потом добавила прописей (да, мы всё ещё сто лет подряд пишем прописи).
Когда Гриша начал читать в конце лета, я добавила чтение коротеньких стишков.
Уже зимой вместо простейших примеров по математике я добавила обычные самостоятельные работы из сборника. То есть Гриша начал полностью самостоятельно решать проверочные и контрольные работы. Читать задание и выполнять.
Сейчас он на самостоятельном уроке читает рассказа страницы на две, решает 1-3 самостоятельные работы, пишет прописи. Занимает это минут 30.
Помощь иногда нужна с прочтением задач. Но редко.
Самостоятельный урок стоит последним, потому что по началу он мог сидеть и по часу... Сидел, смотрел в потолок, в окно, ковырял стол. Я не вмешивалась, не торопила. Вообще не присутствовала при этом действе. Считая, что Гриша должен справиться сам. И, если ему хочется сидеть по часу над заданием на 5 минут, пусть сидит.
Со временем он понял, что "раньше сядешь, раньше встанешь". И начал работать быстро и эффективно.
---
Звучит всё просто. Так оно и было.
Если кому-то не понятно из описанного выше, каких принципов я придерживалась, то выделю.:
1. Всё должно быть просто и приносить радость. Потому что задача на первом этапе - самостоятельность. Самостоятельным легче быть с интересным делом.
2. Поступательность в замене приятных заданий на сложные.
3. Полная автономность. Если есть такая возможность, то, на мой взгляд, надо разрешить ребёнку понять, что время дорого))) Что, если он будет по часу-два сидеть над уроком, то у него меньше времени останется на то, что ему нравится. В случае Гриши, это компьютер. И, я думаю, что очень важно, чтобы ребёнок это именно понял. А не мамочка стояла над душой и внушала ему это. Я это делаю на всех остальных уроках. А самостоятельный урок - это область контроля Гриши.
4. И самое главное - время. Если есть возможность, не надо форсировать, нагружать ребёнка сверх меры тем, что он не может сделать. Ни к чему хорошему это не приведёт. Это и так делается на уроках с педагогами. Самостоятельный урок должен усложняться по мере роста осознанности ребёнка. Не растёт осознанность - и не должна расти сложность самостоятельных уроков, как я думаю.
Тактика "посиди-подумай" для детей с расстройствами - не самая хорошая. Ребёнок посидит, конечно, если хорошо воспитан дрессирован, но это не даст ничего, вероятнее всего. Ничего особого надумать он не сможет.
И уж точно не научит ребёнка спокойно относиться к самостоятельным урокам.
Итак.
Самостоятельный урок.
Всё просто. Но долго.
Удачи вам, дорогие мои читатели.