Найти тему
NEWDIFFER

ГАЗ-ГЛ-1: первый советский гоночный автомобиль

Оглавление

На Горьковском автозаводе им. Молотова в 1938 году был создан рекордный гоночный автомобиль ГАЗ–ГЛ-1. Построенный на автомобильном заводе он стал первой советской гоночной машиной созданной не энтузиастом-кустарем, а конструкторами автомобильного завода.

Начало изготовления

Призыв советского правительства к автозаводам о создании гоночного автомобиля был сделан и ГАЗом. Для него не секрет значение строительства гоночных машин и участия в спортивных соревнованиях. Стремление быть первым побуждало конструкторскую мысль к быстрому совершенствованию технических средств, а в скоростных заездам автомобильные агрегаты проходили ускоренные тесты на надежность и управляемость.

Для завода участие в автогонках не было самоцелью – автомобильный спорт позволял быстрее находить и находить оптимальную конструкцию многих узлов, а затем опробовать их в действии. По слухам, построенный в 1938 году рекордно-гоночный автомобиль с индексами ГЛ-1 расшифровывается как “Гоночная Лип-гарта первая”. В этом случае он не только делает реверанс в сторону главного конструктора, но и демонстрирует уважение к его дальновидности и решительности. А ведь ГЛ-1 стал первой советской автомобильной "гонкой", созданной и построенной автомобильным заводом, а не любителями в таксо-парках или гаражах.

-2

За основу для авто был взят знаменитый ГАЗ М-1, точнее, на его базе было установлено его шасси, которое "одели" в открытый двухместный кузов. Фары, крылья, подножки, колеса — все убрали.

-3

Проект гоночной машины А.А. Липгарта был разработан талантливым конструктором, начальником экспериментального цеха ГАЗа Евгением Викторовичем Агитовым. Военный лётчик, бывший командир эскадрильи, Агитов стал руководителем экспериментального цеха завода в сентябре 1929 года, а через полгода был назначен начальником экспериментального цеха. Осенью 1933 года, после назначения на должность главного конструктора ГАЗа, он прибыл в Москву. Липгарту удалось разглядеть в молодом человеке талантливого специалиста и назначить его своим первым и единственным заместителем.

Из чего собирали

По наказу Агитова на шасси серийной «эмки» установили двухместный открытый кузов без дверей, крыльев, фар и подножек. Утяжеление автомобиля и затрудняло достижение главной цели – установлению рекорда скорости. Как оказалось, вес новой машины был меньше чем у серийной "эмки" — около тонны вместо полутора тонн. С помощью штатного четырехцилиндрового двигателя ГАЗ-М1, который был собран благодаря документам от Ford, которая к тому времени была полностью изучена и освоена на ГАЗ.

-4

Увеличение мощности было достигнуто за счет увеличения степени сжатия, количества оборотов и размеров клапанов. Мотор был дополнен двумя карбюраторами, а патрубки впускной и выпускной коллекторов отполировали изнутри. Кроме того, эти меры привели к тому, что в отличии от штатного двигателя мощностью 50 л с. его гоночная версия выдавала теперь 65 л.с. при 3 200 об/мин. Это было пределом возможностей четырехцилиндрового силового мотора. В случае с M1 Агитову удалось добиться большего, чем смог сделать кто-либо другой.

Полный запуск

Первый официальный старт ГЛ-1 состоялся в сентябре 1938 года на Житомировском шоссе под Киевом, на 11 Всероссийском авто-мото-соревнований. Всего в соревновании участвовало около двухсот спортсменов из тридцати городов, но основной костяк составили мотоциклисты. Для участия в соревнованиях приехали ленинградские автогонщики Г. Клещев,Г. Цветков и А. Герель, которые уже имели опыт участия в подобных соревнованиях. В их активе были первые установленные рекорды. В качестве участника гонок на горьковском авто выступал 24-летний техник-испытатель отдела дорожных испытаний КЭО ГАЗ Аркадий Николаев. Механик Михаил Смирнов обслуживал машину на соревнованиях.

-5

На первом заезде в Киеве (в 1938 году) скорость достигла 143 км/ч. В Москве испытатель смог разогнать автомобиль до 147 км/ч.

После того, как Агитов усовершенствовал советский спорткар и в 1940 году он был выпущен с шестицилиндровым (3485 см') двигателем ГАЗ-11. В то же время в Европе, как и в Германии, проводились работы по созданию самого быстрого гоночного авто в мире. Сам Фердинанд Порше работал над созданием "Серебряных стрел", конкурируя с инженерами компании Mercedes. После того как на ГАЗе попытались преодолеть скорость в 147 км/час, в Германии, недалеко от Нюррургринга, проходили совместные заезды Autounion и Mersedes-Benz.

-6

И тут началась война. После войны Аркадий Николаев стал ученым. С ним были связаны многие тайные государственные проекты и самые яркие их участники, успешная экспедиция к полюсу недоступности Антарктиды была совершена с его участием. Проект, над которым он работал Агитов, был заморожен во время войны, и конструктор покончила жизнь самоубийством. В 70-е годы художник Александр Захарьев снова возвращается к теме ГЛ-1, подробно рисует его по имеющимся фотографиям. И в 2006 году мастерская Александра Бушуя смогла воссоздать легендарный автомобиль.

Хотели бы прокатиться на первом гоночном автомобиле? Напишите ответ в комментариях.

#тюнинг #авто #гонки #спорт #ваз #лада #lada #дрифт #ралли #формула 1

Авто
5,66 млн интересуются