Говоря о праведности необходимо понять, что слово «праведность» имеет много разных значений, например[1]:
- справедливость
- оправдание
- суд
- честность
- спасение и др.
В широком смысле «праведность» такое качество, которое можно отнести либо к Богу, либо к человеку. Сегодня мы предлагаем поговорить именно о праведности человеческой!
Что такое "человеческая праведность"?
"Праведность человеческую" мы можем понимать совершенно по-разному. Давайте разберём для начала понятие "праведности", как набор определённых обязательств.
В науке такое понимание праведности называется "юридическим" или "формальным". Однако не нужно думать, что такое понимание является каким-то неверным, плохим или неправославным.
К сожалению, «юридизм» у нас в голове почему-то граничит с фарисейской праведностью. И такое понимание, конечно, совсем неверно.
Нам хочется, чтобы вы посмотрели на этот вопрос несколько шире.
Формальная праведность - это плохо?
Представим себе такую ситуацию… Вы работаете в большой компании и вас позвали в приёмную к директору. Как думаете, в каком виде вы туда явитесь: в тапочках, пижаме и с подушкой в руках или же наденете приличный костюм, галстук и туфли?
Думаем, что второй вариант звучит более заманчиво… Давайте задумаемся: почему так?
Конечно же такой вид можно объяснить именно субординацией. Но если мы копнем поглубже, то поймём, что все эти правила мы соблюдаем из уважения к окружающим людям.
Церковь: полная свобода или строгие правила?
Правила приличия существуют и в Церкви. Они подробно описываются ещё в Ветхом Завете (речь здесь конечно идёт о десяти заповедях Моисея, книге Левит и Второзаконии).
Но более, конечно, для христианина важны заповеди Христовы. Их достаточно много, хотя чаще всего на ум приходит именно в нагорная проповедь (Мф. 5-8 гл.).
Какие это заповеди?
В Евангелии Христос повторяет ветхозаветные заповеди (например, о любви к Богу и ближнему), делая акцент на внутреннем восприятии человека.
Здесь некоторые могут возразить, что если Бог дал человеку свободную волю, то зачем её ограничивать правилами?
Действительно свободная воля, предполагает право выбирать между добром и злом. Но эти самые правила мы должны исполнять, потому что они и есть добро.
Правила Церковного приличия могут казаться чем-то противоестественным, но лишь до тех пор пока мы их не освоим. Однако Христос и говорит:
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
Да и в Ветхом Завете мы тоже читаем:
«Итак, знай, что Господь Бог твой, есть Бог, Бог верный, хранящий Завет и милость любящих Его и хранящих заповеди Его до тысячи родов» (Втор. 7:9).
Вот почему братья и сестры так важно праведнику знать и исполнять заповеди Божьи. Ведь с помощью заповедей, как с помощью дорожных знаков, мы можем держать верный ориентир на пути ко спасению.
[1] Righteousness / Anchor Bible Dictionary. Vol. 5. Connecticut: Yale University Press, 1992. - P. 724.