В 1971 году с конвейера Волжского автомобильного завода начал сходить автомобиль в кузове «универсал» ВАЗ-2102. «Двойка» стала второй моделью автозавода из Тольятти. Автомобиль такого типа мог легко перевозить различные грузы: габаритные приборы, большие вещи, дачный инвентарь, спортивное снаряжение.
От седана ВАЗ-2101 «двойка» отличалась конструкцией задней части кузова, которая была удлинена и имела дополнительные неподвижные боковые стёкла. Задняя стенка тольяттинского «универсала» имела одностворчатую пятую дверь, которая поднималась вверх и удерживалась торсионом. Проём пятой двери «жигулей» второй модели запросто позволял поместить в автомобиль холодильник, стиральную машину и тем более телевизор.
Изменили конструкторы, в отличие от ВАЗ-2101, и размещение запасного колеса. Теперь «запаска» расположилась не в левом крыле, как у «копейки», а под полом. Поэтому появился ещё и люк в полу. Топливный бак, расположившийся слева от запасного колеса, вмещал теперь 45 литров бензина, что на 6 литров превышало ёмкость бака «жигулей» первой модели. Ну а горловина бензобака перекочевала в левое заднее крыло.
Другими стали и задние фонари. Располагались они теперь вертикально – виной всему пятая дверь «универсала», на которой теперь красовался новый фонарь для освещения номерного знака.
Были и другие конструкторские доработки: редуктор с более низким передаточным числом, более жёсткие пружины подвески, шины увеличенной грузоподъёмности.
Интересно, что ВАЗ-2102 был короче собрата-седана на 14 мм. При этом «универсал» стал тяжелее седана на 55 кг.
ВАЗ-2102 продержался на конвейере аж до 1986 года и около двух лет выпускался параллельно с более современным тольяттинским «универсалом» ВАЗ-2104.