Найти в Дзене
СоюзССР43

История Нашего Автопрома: ВАЗ-2102.

ВАЗ-2102. Рекламный проспект "Автоэкспорта".
ВАЗ-2102. Рекламный проспект "Автоэкспорта".

В 1971 году с конвейера Волжского автомобильного завода начал сходить автомобиль в кузове «универсал» ВАЗ-2102. «Двойка» стала второй моделью автозавода из Тольятти. Автомобиль такого типа мог легко перевозить различные грузы: габаритные приборы, большие вещи, дачный инвентарь, спортивное снаряжение.

От седана ВАЗ-2101 «двойка» отличалась конструкцией задней части кузова, которая была удлинена и имела дополнительные неподвижные боковые стёкла. Задняя стенка тольяттинского «универсала» имела одностворчатую пятую дверь, которая поднималась вверх и удерживалась торсионом. Проём пятой двери «жигулей» второй модели запросто позволял поместить в автомобиль холодильник, стиральную машину и тем более телевизор.

"Универсал" из Тольятти в действии. (Фото из книги Э. Томпсона "Легковые автомобили СССР: полная история. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2019).
"Универсал" из Тольятти в действии. (Фото из книги Э. Томпсона "Легковые автомобили СССР: полная история. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2019).

Изменили конструкторы, в отличие от ВАЗ-2101, и размещение запасного колеса. Теперь «запаска» расположилась не в левом крыле, как у «копейки», а под полом. Поэтому появился ещё и люк в полу. Топливный бак, расположившийся слева от запасного колеса, вмещал теперь 45 литров бензина, что на 6 литров превышало ёмкость бака «жигулей» первой модели. Ну а горловина бензобака перекочевала в левое заднее крыло.

Другими стали и задние фонари. Располагались они теперь вертикально – виной всему пятая дверь «универсала», на которой теперь красовался новый фонарь для освещения номерного знака.

Задняя часть "жигулей" второй модели. (Фото из журнала "За рулём" №11 1972).
Задняя часть "жигулей" второй модели. (Фото из журнала "За рулём" №11 1972).

Были и другие конструкторские доработки: редуктор с более низким передаточным числом, более жёсткие пружины подвески, шины увеличенной грузоподъёмности.

Интересно, что ВАЗ-2102 был короче собрата-седана на 14 мм. При этом «универсал» стал тяжелее седана на 55 кг.

ВАЗ-2102 продержался на конвейере аж до 1986 года и около двух лет выпускался параллельно с более современным тольяттинским «универсалом» ВАЗ-2104.

"Жигули"ВАЗ-2102. Значок из СССР.
"Жигули"ВАЗ-2102. Значок из СССР.

Авто
5,66 млн интересуются