Мои давние подписчики знают, что примерно год назад я написал большую серию статей, в которых разбирался с возникновением легенды о пионере-герое-летчике Аркадии Каманине: что там было в действительности, кто, и как, и в каком году придумывал его подвиги и т.д. И у меня есть чувство, что придуманные мифы прошлого непосредственно влияют на современность.
Среди массы негативных комментариев, которые на меня сыпались год назад, внимание привлек один от аккаунта «Борис Рябчиков». В нем меня спросили: «Почему я назвал статью «Миф об Аркадии Каманине»? Почему миф? Ведь такой человек жил на самом деле, у нас в семье хранилась его летная книжка, которую я потом передал в музей». Я ответил просто: «что человек был, а подвиги придуманы, потому и миф». Также в этом комментарии меня стыдили и порицали за глумление.
На днях Борис Рябчиков почему-то вспомнил обо мне и поставил мне очередной дизлайк. А мне стало любопытно, кто это может быть, почему у него хранилась летная книжка Аркадия, является ли он его родственником? Недолгий поиск в интернете привел к следующим результатам. Если аккаунт «Борис Рябчиков» связан с реальным человеком, то скорее всего, это сын Евгения Ивановича Рябчикова, известного советского писателя и журналиста, которого называли «королем репортажа». Жизненный путь и творческие успехи «короля» показались мне крайне любопытными.
Отец будущего знаменитого репортера Евгения Рябчикова (и, соответственно, дед Бориса Рябчикова) в 20-е годы был следователем ОГПУ. Ну был и был, мало ли кто кем работает? Будущий знаменитый журналист Евгений писать начал очень рано, буквально с юных лет, но публиковался поначалу в довольно своеобразных изданиях, типа провинциальных «Динамовец начеку», «Юный динамовец», а затем вырос до редактора московской газеты "Динамовец". «Динамо» - это всегда было спортивное общество спецслужб – ОГПУ, госбезопасности и их реинкарнаций. В интернетах пишут странные вещи, якобы поначалу после переезда в Москву юный репортер поработал в охране Сталина (!), буквально несколько месяцев. Я предпочитаю придерживаться фактов, такой зигзаг в карьере мне представляется маловероятным, но слух удивительный. Фактом является то, что после переезда в Москву молодой журналист начал быстро расти, стал специальным корреспондентом «Комсомольской правды», а также газеты «Правда» и журнала «Огонек», т.е. попал в лучшие издания страны, причем сразу в несколько. С 1934 г. он начал писать про авиацию, рекордные перелеты и освоение Севера, как раз в это время тема стала сверх популярна, на волне успеха после спасения челюскинцев. (Про спасение челюскинцев у меня есть большой цикл статей, их список здесь…).
В 1936 г. Евгений Рябчиков отправился на Дальний Восток в командировку, собирать материал о пограничниках. Написал несколько репортажей, а затем и книг о пограничнике Карацупе и его собаке Индусе… Пожалуй, об этом стоит поговорить подробней, пока не будем отрываться от биографии.
В сентябре 1937 г. молодой (28 лет) и очень успешный журналист угодил в жернова репрессий. Опущу всякие ужасы следствия и приговора, буду излагать только факты. 5 февраля 1938 года приговором Особого совещания он был осужден на пять лет лагерей.
В интернетах пишут, что ему довелось строить Беломоро-Балтийский канал и канал Москва-Волга. Эти места для заключенных были жуткими, но вот только в реальности Беломорканал был запущен в работу в августе 1933 г., а канала Москва — Волга был полностью заполнен водой в апреле 1937 г., то есть оба объекта были построены до посадки журналиста. Интересно, откуда в интернет попадают такие странные слухи? Но не будем гадать.
Насколько ему тяжело сиделось можно судить по тому факту, что спустя какое-то время он оказывается в Ухте, где знакомится со своей будущей женой, которая была ни много ни мало… директором важного Сажного завода, находящегося в ведомстве НКВД. Простой зэк вступает в брак с директором и они позже вместе переезжают в Норильск, где Карпачева Сусанна Михайловна (его супруга), становится зам. начальника Металлургстроя и руководит строительством коксохимического завода. А сам Евгений Иванович вновь приступает к журналисткой работе, и, в частности, руководит изданием «Динамовец Заполярья». Их сын Борис Евгеньевич, возможно, тот самый, что проявил недовольство моими трудами, родился в Норильске в 1945 г.
Как удивительно название очередного печатного органа, в которой довелось служить Евгению Ивановичу. Начав карьеру с издания «Динамовец начеку», через полтора десятка лет оказаться в редакции «Динамовец Заполярья». Интересно, много ли в Норильске было спортсменов в конце войны, в 1943-1945 гг.? Какие рекорды они устанавливали? Интересно было бы полистать пожелтевшие страницы. Но не будем отвлекаться.
Уже в 1945 Е.И. Рябчиков, возвращается в Москву и вступает в должность исполняющего обязанности заведующего отделом информации газеты "Комсомольская правда", т.е. прямо из мест заключения попадает в довольно высокое кресло одного из ведущих изданий страны. Чудеса! Но ведь это реальность. И никаких мифов.
Далее карьера Евгения Ивановича развивается стремительно. С 1950 года работает в журнале «Огонек», затем редактором отдела в «Правде» и в «Литературной газете». Много пишет про авиационную технику и начало освоения космоса, причем проявляет невероятную оперативность и даже дар предвидения. Так за три месяца до запуска Первого искусственного спутника Земли Евгений Иванович публикует в журнале «Огонек» несколько статей о возможных космических полетах. 4 октября 1957 года происходит успешный запуск Первого Спутника, а уже спустя два месяца у Евгения Ивановича выходит из печати книжка о нем - "Так идут к звёздам". Кто еще может продуктивно работать? Пока все еще только думали и чесали лбы, Евгений Иванович, «король репортажа», уже все написал, отредактировал и напечатал. Стоит брать с него пример. Но Евгений Иванович на этом не останавливается, позже его удивительные способности прогнозирования еще более обостряются. Детская книжка "Пилот звездного корабля" о первом космонавте планеты подписана в печать 11 апреля 1961 года, за сутки до полёта Юрия Алексеевича Гагарина. Восхищены? Вот то-то. Хорошему писателю ничто не может помешать, даже строжайшая тайна, в которой происходила подготовка к полету в Космос.
После начала космической эры Евгений Рябчиков надолго переключается только на эту тематику, много пишет о космосе, часто встречается с генералом Каманиным, руководителем Центра подготовки космонавтов. Вот цитата из дневника Каманина, от 12 декабря 1973 года. «На днях ко мне на дачу приезжали писатели Е.И.Рябчиков и А.С.Магид... Рябчиков подарил мне книгу «Русские в космосе», изданную на английском языке в США». Каманин к тому времени был уже на пенсии, но «король репортажа», как мы видим, продолжал его навещать.
У Евгения Ивановича Рябчикова было много журналистских достижений. Но, пожалуй, самое потрясающее – это «открытие» пограничника Карацупы, случившееся на заре карьеры, в 1936 году. Евгений Рябчиков без преувеличения является отцом этого мифа. Борис Рябчиков, возможно, возразит, какой же это миф? И опять пристыдит меня. Ведь человек с такой фамилией был? Конечно был. И нарушителей ловил, и даже первый орден получил до знакомства с репортером. Но знаменитым героем, известным всей стране, сделал его именно Е. Рябчиков, придумав ему невероятные приключения, таинственные засады, схватки с шпионами. Да, еще и фамилию слегка изменил.
Объем статьи выходит за разумные рамки Дзена, так что продолжу в следующий раз.
Продолжение темы: Как рождалась легенда о Карацупе или несколько слов о документальной прозе Евгения Рябчикова
Окончание: подвиги Карацупы по главному первоисточнику и выводы
См. также
Самый молодой пилот второй мировой и его героический миф
Кто остался в тени первых героев - цикл статей о спасении челюскинцев