Про #фильм Леонида Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" написано много. Кто-то рассказывал о несуществующем автобусном маршруте №13. О номерных знаках "Моргуновки", так именовали с легкой руки режиссера мотоколяска СМЗ С-3А. Там действительно история интересная, но я ее пересказывать сегодня не буду. Не вижу смысла. Но вот об автомобилях и автобусах которые мы видим в фильме не писал почти никто. Нет, конечно же статьи в интернете попадаются, но в основном они касаются очевидных вещей. А если присмотреться? Тогда мы действительно узнаем много интересного.
Часть первая. Напарник.
Итак, комедия начинается с того, что главный герой студент Шурик, стоит под проливным дождем на остановке. Будучи очень воспитанным и услужливым человеком, он и его товарищ по несчастью пропускают всех в подошедший транспорт. Так в какой же #автобус пытаются все попасть? Это все же не #ЗИЛ 158 В, а ЛиАЗ 158 В. Почему? В это время автобус выпускался уже на Ликинско автобусном заводе. Просто московский завод из-за наращивания выпуска грузовиков не справлялся с работой. И было принято решение перенести производство с ЗИЛа на ЛиАЗ. Не смотря на то, что автобус, который еще назвали "Дитя фестиваля"(имело в ввиду, что он появился в 1957 году когда в Москве проходил Международный фестиваль молодежи и студентов) был одним из самых массовых, удобным его назвать было нельзя. Для увеличения количества сидячих мест сидения были расположены довольно близко друг к другу. Про узкие двери и говорить не буду. Все и так прекрасно видно в фильме. Обратите внимание на то с каким трудом Шурик пропихивает в салон детскую ванну.
Далее, по ходу действия Шурик в автобус все же попадает. И что мы видим? Вот смотрите как выглядит салон ЛиАЗ 158 В. Никаких овальных окошек нет и в помине.
А вот салон автобуса из фильма. За спиной беременной девушки и Верзилы Феди они есть. И это значит, что Гайдай снимал эту сцену совсем в другой машине. Это, судя по тем же овальных окошкам более ранний автобус ЗИС 155.
Дальше, в сцене драки нам показывают, что автобус ЛиАЗ 158 В едет по Новолужнецкому проезду. По правую руку там сегодня проложен стадион Лужники, а по насыпи проходит МЦК. И вот тут мы встречаем два очень интересных и действительно необычных экземпляра общественного транспорта.
Корму молочно-голубого автобуса, почему-то с милицейским номерным знаком 42-39 МОМ, и красно-бежевый капотник. Что это за машины? Начну с первого. Судя по сглаженных боковинам это ничто иное как КАГ-3(KAG-3). Этот пассажирский автобус производился в Каунасе, на Каунасском заводе по ремонту автобусных кузовов. Его делали на современном, по тем временам шасси грузовика ГАЗ-51А.
А вот капотная машина его собрат, он тоже родом из Литовской ССР. Это более ранний вариант автобуса КАГ-1(KAG-1). Основой для этого деревометаллического образца послужил ГАЗ-51. Почему не ГЗА-651 и не ПАЗ-651? Обратите внимание на крышу. Там не три, а две стеклянные вставки.
Когда хулигану Верзиле дают 15 суток, то во дворе отделения милиции стоит #ГАЗ-69. Ну про него рассказывать я не буду. А вот про автомобиль на котором развозят нарушителей стоит сказать особо. Итак что же перед нами за машина? Судя по трем стеклам в кузове это санитарный ПАЗ-653. Но это только на первый взгляд.
Когда машина приезжает на стройку, то можно заметить, что у нее довольно широкий кузов, а задние арки крыльев напротив очень узкие. Значит это все же не "санитарка"? Так и есть. Это ГАЗ-51 АМ 3 "Милиция". Часть этих машин использовалась для перевозки оперативных групп, какая-то доля работала как передвижные лаборатории. А вот тут мы видим экземпляр в котором перевозят заключенных. Но это не полноценный автозак. У тех вместо стандартного кузова в задней части стоял фургон. Если же смотреть на годы создания, фильм снимали в середине 60-х годов, то это скорее ГАЗ-51А.
Пока прораб рассказывает Верзиле Феде о достижениях родного СМУ, мы можем увидеть ЗИЛ-164 Н. Эта модификация использовалась в качестве седельного тягача.
Строительный самосвал в модификации ЗИЛ ММЗ -585Л
И очень интересный ЛАЗ 690. Это Механический автокран базирующийся на шасси все его же ЗИЛ-164.
А вот выпускавшийся во Львове Львовским же заводом Автопогрузчиков(ЛЗА) вилочный погрузчик. Вот индекс определить не берусь. С 1953 по 1960 предприятие выпускало аж шесть модификаций. Учитывая же потребности СМУ это может быть модель 4003 или 4006. Кстати судя по строящимся домам съемки проходили явно не в Москве. Скорее всего в Одессе.
В сцене погони мы можем увидеть и бульдозер который часто именовали "сотка". Это продукт Челябинского тракторного завода ЧТЗ С-100.
Часть вторая. Наваждение.
Тут автомобилей, на первый взгляд, совсем не много. Наверное главным героем можно назвать чешский трамвай Татра 3 или Т-3. Именно на нем Шурик и Лида заочно познакомятся и будут читать конспект.
Когда герои пойдут по улице то мимо промелькнет и наверное самый распространенный в СССР трамвай отечественного производства МТВ-82.
А вот дальше начинается самое интересное. Помните момент когда студенты начинают переходить дорогу. Так вот в кадре мы видим, помимо различных Волг ГАЗ-21, довольно редкий #автомобиль. Это красно белый микроавтобус, кстати первый в Союзе, РАФ-10 Фестиваль. Именно с него началась история машин этого типа в СССР. До этого наша промышленность таких машин не выпускала.
Мелькнет в кадре и ЗИМ или как его потом будут называть ГАЗ-12. О нем я довольно подробно рассказал в одной из статей.
А вот когда товарищ Шурика, после экзаменов знакомит того с Лидой, то они повторяют путь проделанный ими в первой половине дня. Едут на трамвае Т-3 и подходят к перекрестку. И тут мы том увидеть сразу несколько интересных машин. Это, во-первых, все тот же РАФ-10 Фестиваль. Правда теперь кузов окрашен в сине-белый цвет.
А вот дальше в кадре мелькает ЗИМ, но, на этот раз это довольно редкая модификация машины, об этом можно судить на "шашечкам" на дверях, с индексом ГАЗ-12А. Из-за довольно высокой стоимости в такси их поступало совсем немного. И чаще их использовали в качестве маршруток для перевозки людей на дальние расстояния. Сидения в салоне этой машины были обтянуты искусственной кожей.
Еще один интересный, но на этот раз мотоцикл, промелькнувший в кадре Jawa 250.
Часть третья. Операция "Ы".
Честно говоря эта часть, хоть и дала название всей комедии, большим количеством автомобилей вообще не блещет. Машин тут всего две. Это ГАЗ-51А. Водитель которого бросает фразу - "где этот чертов инвалид?"
И "Моргуновка" СМЗ С-3А. В общем-то это и не автомобиль вовсе, а мотоколяска которая серийно производилась на Серпуховском мотоциклетном заводе.
Не смотря на то, что с момента создания комедии Леонидом Гадаем прошло уже 57 лет, она и по сей день смотрится на одном дыхании. #операция "ы" наверное входит в самую популярную сотню фильмов рекомендуемых для просмотра. Впрочем, это не единственная #комедия созданная мастером.
Конец.