Известно, что изучение иностранных языков - одна из самых благотворных образовательных целей для ребенка. Так в каком же количестве их стоит осваивать?
Языки нужно учить. И большинство россиян это уже понимают: для расширения круга общения, для более широкого списка вакансий, для приобщения к шедеврам мировой культуры, Но, прежде всего, для здорового лингвистического развития и для развития мозга. Всем известно, что дети-билингвы, которые говорят в семье на двух языках, могут быть гораздо сообразительнее, чем “простые” дети-одноязычники, - считает Мария Кислова, директор российского офиса международной EdTech-компании GoStudent.
Есть много исследований на эту тему. Хотя бы один язык стоит учить с детства, с ранней школы, так же как и русский, и математику, просто для здорового объективного личностного развития, чтобы люди понимали с детства, что русский язык прекрасен, богат, но есть и другие языки, культуры.
С какого возраста стоит начинать?
Тут есть несколько вариантов. Если есть в семье опция живого общения с иностранцами: родственники, друзья за границей, товарищи в детском саду (в Москве, конечно, с этим проще), изобретать ничего и не надо. Или если родители знают язык. У меня есть несколько мамочек-подруг, которые со своими детьми принципиально разговаривают периодически на английском языке, и очень успешно: их дети к трем годам совершенно спокойно владеют как русским, так и английским языком. Здесь не принципиально, какой именно язык учить, если мы говорим о развитии ребенка.
Для ребенка вполне достаточно базового уровня: чтобы с кем-то познакомиться и пообщаться, во что-то сыграть, что-то обсудить. С какого возраста начинать? Я бы рекомендовала со школы, чтобы параллельно можно было и читать, и писать, и творческие проекты делать. Но интенсивное изучение, я считаю, должно быть осознанное, а к осознанности ребенок приходит годам к 12-ти.
Иногда и позже, когда выбор языка для него уже обусловлен именно его решением, и осознанием, что, например, у него есть неоспоримый талант к математике, он хочет поступить в зарубежный ВУЗ, и будет нужна языковая поддержка.
Если говорить более прагматично, то я бы выбрала один европейский язык, и один из совершенно другой языковой группы, какой-нибудь азиатский, например. Я бы советовала китайский, так как для будущего он, скорее всего, пригодится в наибольшей степени.
Решит ли ребенок поступать за границу, соберется ли он уехать и получить какой-то временный опыт: здесь пригодится и английский, и другой общеупотребляемый международный язык, на котором говорят во многих странах: испанский, французский, немецкий.
Плюс это повышает шансы поступления в ВУЗ, это повышает шансы приобрести друзей. Если я говорю только на русском языке, у меня выбор друзей ограничен только теми, кто сможет со мной говорить по-русски. Если же я говорю еще и по-английски, то может быть в какой-то онлайн-игре я могу с кем-то познакомиться и что-то обсудить, сделать международный проект или, скажем, связаться с каким-то товарищем из школы на другом конце света.
Эффективность освоение языка зависит от метода обучения и от преподавателя. 90 % успеха зависит от среды и от преподавателя. На каком уровне нужно знать? Нужно отталкиваться от целей.
Одно дело – цель профессиональная или профориентационная, другое дело – для общего развития. Если второе – то вполне достаточно владения, допустим, английским на уровне В1 (по международной шкале уровней владения языками).
Этого достаточно для того, чтобы читать, понимать, писать, но, конечно, международные новости смотреть не получится. Эффективно работать, скорее всего, тоже. Для того, чтобы работать на языке, анализировать какие-то информационные источники, нужен уровень В2 и выше.
Сейчас большинство детей к окончанию обучения в школе владеют языком примерно на уровне В2. Достигается это, как правило, уровнем педагога, мотивацией ребенка, поддержкой родителей. Безусловно, помогают дополнительные языковые курсы или индивидуальные занятия с репетитором.
Но можно ходить два раза в неделю в течение 7 лет, и ничего не выучить, потому что тебе это не нравится, или же нет контакта с педагогом. А можно выучить язык за год, старательно занимаясь, общаясь с носителями, читая художественную литературу, смотря фильмы и мультики. Главное – разобраться с с мотивацией и объяснить ребенку, для чего это нужно. А с мотивированным ребенком любому педагогу работа только в радость!