Во все времена конструкторы Формулы-1 старались удивить публику необычными новинками. И пускай далеко не все из них работали так, как им хотелось бы, но многие новинки оставались в памяти болельщиков на долгие годы.
Сегодня я продолжу рассказ о самых безумных технических решениях, потрясших мир "Королевы автоспорта". Тем, кто не читал 1 часть повествования, советую сначала пройти по ссылке чуть ниже, чтобы подробнее узнать об инновациях, которые вы пропустили:
"Самые безумные технические новинки в истории Формулы-1 (часть 1)"
Ну а для всех остальных мы продолжаем открывать историю! Поехали!
1. Brabham BT46C, 1978 год
К сезону 1978 года мир Формулы-1 всё больше и больше убеждался в том, что граунд-эффект стал новой модой Королевского класса. Lotus 78 и пришедший ему на замену Lotus 79 доминировали над соперниками и не имели реальных конкурентов, поэтому нет ничего удивительного в том, что подопечный Колина Чепмена Марио Андретти стал в том году чемпионом мира.
Но в середине сезона, на Гран-при Швеции, главный конструктор Brabham (которым тогда руководил небезызвестный Берни Экклстоун) Гордон Марри придумал очень интересную вещь. Пытаясь увеличить прижимную силу болида, Марри решил внедрить в заднюю часть болида вентилятор, который создавал эффект пылесоса, очищая воздух под машиной. Тем самым, уровень прижимной силы резко увеличивался, что позволяло легко оторваться от соперников.
Перешедший из Ferrari в Brabham двукратный на тот момент чемпион мира Ники Лауда легко выиграл гонку, но соперники тут же решили подать протест, посчитав конструкцию нелегальной. На то были серьёзные причины: шедшие позади пилоты заметили, что "пылесос" оставлял за собой пелену пыли, которая выбрасывалась гонщикам прямо в глаза, а заодно засоряла и радиаторы, перегревая двигатели. Более того, сами пилоты Brabham Ники Лауда и Джон Уотсон в последствии признавались, что получившаяся штука была невероятно опасной и сложной в управлении. Она была способна вообще без видимых причин улететь на обочину и убить пилота.
В итоге, судьи решили оставить в силе результаты Гран-при Швеции 1978 года, но уже со следующей гонки во Франции "автомобиль-пылесос" был запрещён.
2. Ensign N179, 1979 год
К 1979 году граунд-эффект окончательно заполонил Формулу-1. Ни одна команда, желающая покорить Королевский класс, уже не могла не внедрить свой вариант "автомобиля-крыла". Вот только далеко не у всех это получалось.
Тем не менее, команда Ensign оставила свой след в мире автоспорта, предложив в качестве решения поиска тройной радиатор на носу болида. По замыслу главного конструктора Джона Болдуина, данная техническая новинка должна была решить проблему охлаждения двигателя, а заодно улучшить аэродинамику болида.
На деле же всё получилось в точности да наоборот. Тройной носовой радиатор не только не давал нужного эффекта, но и ещё больше перегревал болид. Пилоты Ensign постоянно жаловались от жуткой жары в кокпите, некоторые просто теряли сознание после гонки из-за невозможности терпеть атмосферу, которая даже в Африке показалась бы сказкой.
Более того, сама команда всегда находилась на грани финансовых возможностей и скорости у машины не было. В 7 случаях из 11 пилоты, выступавшие на N179, не могли даже пройти квалификацию, а в 4 оставшихся случаях машина лишь раз добралась до финиша и то, на далёком 13 месте. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в следующем сезоне на смену N179 пришла новая машина, но тем не менее, тройной радиатор на носу оставил заметный след в мире Формулы-1.
3. Tyrrell 025, 1997 год
Даже несмотря на трудные времена, команда Tyrrell всегда старалась привнести что-то новое в мир Формулы-1. В первой части повествования я уже рассказывал о шестиколёсном P34, также можно ещё вспомнить и появление воздухозаборников благодаря конструкторам коллектива дядюшки Кена. Ну а последней серьёзной новинкой в истории некогда славной команды стали высокие Х-образные крылья по бокам кокпита, прозванные "канделябрами".
По идее задумка Харви Постлтуэйта была рассчитана на улучшение аэродинамики и баланса машины. В целом идеи сработали и болид добился значительного прогресса в скорости по сравнению с предыдущими сезонами. К сожалению, этот прогресс был не виден, поскольку конкуренты уехали ещё дальше, а слабый и далеко не очень надёжный двигатель Ford V8 только усугублял и без того аховую ситуацию.
За весь сезон 1997 года команде удалось набрать лишь 2 очка в дождевом Монако, когда Мика Сало, несмотря на повреждённое переднее антикрыло, умудрился проехать 2-часовую гонку без единого пит-стопа. Единственными настоящими конкурентами Tyrrell в том сезоне стали пилоты Minardi, прибывавшие в ещё более плачевном состоянии. В итоге, в конце 1997-го команда была продана концерну British American Tobacco и с сезона 1999 года она превратилась в BAR (ныне - заводской Mercedes).
Что до тех самых Х-крыльев, то к началу 1998 года идея стала довольно популярной среди конструкторов других команд. Даже в Ferrari решились применить эту фишку на Гран-при Сан-Марино. Но именно после гонки в Имоле FIA запретила крылья-канделябры, посчитав их небезопасными.
4. Mercedes W13, 2022 год
Самой свежей безумной новинкой мира Формулы-1 стал болид Mercedes без боковых понтонов. Сама по себе новинка не является свежей идеей, поскольку ещё в 1991-ом что-то подобное пыталась продвинуть Team Modena, являвшаяся по сути заводским проектом итальянского концерна Lamborghini. Но проект потерпел полное фиаско и к концу того же сезона амбициозная команда прекратила своё существование.
Если хотите, могу написать про этот болид отдельную статью, ведь история его создания действительно очень интересная и запутанная.
Пока что болид без боковых понтонов, по слухам, не оправдывает ожидания Mercedes, уступая конкурентам как в скорости, так и в надёжности. Как будут обстоять дела на самом деле - покажет первая гонка в Бахрейне, которая состоится 20 марта.
P.S.
Вот и подошла к концу вторая и пока последняя часть повествования о самых безумных новинках в мире "Королевы автоспорта". Если вам нравится (или не нравится) такой формат, напишите в комментариях о необходимости продолжения данного рассказа. Заодно, напомните мне о технических решениях, достойных упоминания в будущем.
И самое главное, не забывайте ставить лайки и подписываться на канал "Max F1 +", чтобы ничего не пропустить! Спасибо за внимание!