Найти тему
Тайны искусства

10 самых известных картин Караваджо

Микеланджело Меризи или Америги, часто известный как "Караваджо", был европейским художником, который, возможно, является самым знаменитым художником эпохи барокко из когда-либо живших.

Его картины характеризуются сильным контрастом между светом и тенью, который стал отличительной чертой живописи барокко.

Он родился в Милане в 1571 году, но его семья переехала в место в Италии, известное как Караваджо, лишь несколько лет спустя, спасаясь от разрушительного действия чумы.

Караваджо приписывают изобретение тенебризма, знаменитого стиля в живописи барокко. Этот подход отличается использованием преимущественно черных тонов и теней в сочетании с впечатляющими эффектами светового контраста.

Помимо тенебризма, он был известен тем, что изображал поворотные события и ситуации, которые часто включали жестокие конфликты, суровые наказания и смерть.

В его картинах реалистичное изображение физических и эмоциональных состояний сочеталось с драматическим освещением, что оказало влияние на барочные школы живописи.

Караваджо часто называют "отцом живописи". Его влияние можно увидеть прямо и косвенно в работах Рубенса, Хусепе де Риберы, Бернини и Рембрандта.

Ниже представлены некоторые из самых известных картин Караваджо, которые прочно закрепили за ним статус великого мастера.

1. Призвание святого Матфея

Призвание святого Матфея
Призвание святого Матфея

Шедевр "Призвание святого Матфея", был закончен в 1600 году и содержит убедительный библейский сценарий, в котором Иисус просит Матфея следовать за ним.

Картина получила широкое признание за необычайную реалистичность, а также за эмоции, явно выраженные персонажами картины.

Иисус изображен жестикулирующим Матфею, который сидит за столом римского сборщика налогов - занятие, которое не одобрялось евреями того периода.

Матфей изображен с испуганным взглядом в ответ на просьбу Иисуса, поскольку сборщики налогов часто рассматривались как предатели иудейской религии.

2. Юдифь, обезглавливающая Олоферна

Юдифь, обезглавливающая Олоферна
Юдифь, обезглавливающая Олоферна

Караваджо прославился своим умением создавать картины, подчеркивающие контраст между светом и тьмой, которые наглядно представляют добро и зло.

В 1599 году он завершил одну из своих самых заметных работ, "Юдифь, обезглавливающая Олоферна".

Картина основана на ветхозаветной истории о том, как Юдифь убила ассирийского монарха, устроив ему ловушку.

Картина была высоко оценена за чрезвычайную степень реализма в каждой мельчайшей детали, от выражения лица Юдифи до корчащегося в страданиях Олоферна.

Олоферн, потрясен участью, которой его наградила Юдифь. Позади появляется служанка Юдифь - Абра, сжимающая в руках покрывало, которым она, скорее всего, собиралась скрыть лицо Олоферна.

Элементы света и тьмы блестяще использованы в этом произведении, чтобы представить победу добра над злом в акте мести Юдифь.

3. Взятие Христа

Взятие Христа
Взятие Христа

Караваджо создал эту замечательную картину в 1602 году для римского маркиза Чириако Маттеи. Здесь он использовал новый визуальный подход к библейской истории, расположив персонажей близко к картинной плоскости и используя резкий контраст светлого и темного, придав сцене невероятный драматизм.

На картине, изображен один из самых страшных моментов в жизни Христа, когда он был задержан членами иудейской иерархии, которые в конечном итоге и казнят его. Изображение Иисуса иллюстрирует его сострадательное и ненасильственное поведение перед лицом людей его ненавидящих.

Караваджо изобразил Иисуса удивительно реалистично, а ползущая тьма, которая окружает его во время ареста, показывает неизбежность его собственной судьбы.

4. Корзина с фруктами

Корзина с фруктами
Корзина с фруктами

Картина "Натюрморт с корзиной фруктов" считается одной из лучших картин с фруктами, когда-либо созданных, и она демонстрирует способность художника передавать различия в свете и тени, работая с разнообразными оттенками.

Написанная в 1599 году, она была одним из редких натюрмортов художника, поскольку в основном он концентрировал свои усилия на библейских сюжетах.

Караваджо изобразил корзину с фруктами, стоящую на столе, которая на первый взгляд выглядит относительно просто, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что нарисованные на картине фрукты испортились.

Один или два листа прогрыз маленький червячок, а большинство фруктов, включая виноград, начали гнить.

При ближайшем рассмотрении плоды демонстрируют некоторые неприятные черты, что наводит на мысль о том, что художник использовал плоды в качестве своеобразной метафоры. Фрукты кажутся великолепными, но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что это не так.

5. Усекновение главы святого Иоанна Крестителя

Усекновение главы святого Иоанна Крестителя
Усекновение главы святого Иоанна Крестителя

Усекновение главы святого Иоанна Крестителя - это картина размером 3,7 м на 5,2 м, изображающая обезглавливание Иоанна Крестителя.

Используя прием кьяроскуро (чем отличается кьяроскуро от тенебризма читайте в моей статье), большое полотно подчеркивает яркие красные и теплые золотые оттенки, ассоциирующиеся с эпохой барокко. На картине изображена казнь Иоанна Крестителя, а рядом ждет девушка-служанка, держащая золотую тарелку, чтобы принять его голову.

6. Дионис

Вакх
Вакх

Вакх картина, написанная по заказу кардинала дель Монте. На картине Дионис изображен в юном возрасте, в волосах у него виноградные листья, он возится с завязками своего свободного халата.

Перед ним на каменном столе стоит блюдо с фруктами и огромный графин красного вина. Он приглашает зрителей присоединиться к нему, протягивая кубок.

Вакхбыл написан вскоре после того, как Караваджо вошел в дом кардинала дель Монте, и представляет гуманистические заботы образованного круга кардинала. Дель Монте был энтузиастом искусства и заказал Караваджо множество работ, в том числе "Медузу".

Вакх и Медуза были подарены кардиналом семье Медичи и с тех пор хранятся во Флоренции.

Покровительство Дель Монте помогли Караваджо достичь богатства и известности, сделав его одним из самых значительных его благодетелей.

7. Давид с головой Голиафа

-7

По мнению искусствоведов, голова Голиаф - это голова самого Караваджо. Давид же символизирует либо молодого любовника Караваджо, либо его самого в молодости.

В настоящее время картина выставлена в римской Галерее Боргезе, где она находится с тех пор, как ее доставил туда раскаявшийся Караваджо, умоляя Папу Римского снять награду за его голову. Папа удовлетворил его просьбу, но Караваджо умер от лихорадки вскоре после того, как узнал об этом.

Оружие Давида - не знаменитая праща из библейского рассказа, а меч самого Голиафа, который Давид использовал против него. Надпись на лезвии гласит H-AS OS, что является аббревиатурой латинской фразы "humilitas occidit superbiam" ("смирение убивает гордость").

8. Нарцисс

Нарцисс
Нарцисс

Картина "Нарцисс" была написана в 1597-1599 годах и приписана Караваджо лишь в 1916 году.

Согласно "Метаморфозам" Овидия, Нарцисс - прекрасный юноша, который влюбляется в собственное отражение. Он поддается своему желанию, не в силах отстраниться, и даже когда переплывает Стикс, продолжает смотреть в свое зеркало.

Караваджо изобразил юношу в роскошном одеянии, склонившегося над рекой и вглядывающегося в собственное искаженное изображение.

Картина излучает глубокую меланхолию: Нарцисс заключен в круг со своим отражением, окруженным непроглядной тьмой.

9. Медуза

Медуза
Медуза

Караваджо рисовал картину, основываясь на мифе о Медузе. На картине изображена её отрубленная голова, чудовища, которое изображалось как женщина с бронзовыми руками и золотыми крыльями, носившая вместо собственных волос голову, усеянную смертоносными змеями. Любой, кто просто смотрел на нее, обращался в камень.

Караваджо использовал в картине автопортрет собственного лица вместо лица Медузы, чтобы передать свой иммунитет к ее ужасному взгляду. Хотя голова отрублена, она выглядит осознанной, поскольку на картине изображены предсмертные мгновения существа перед уничтожением.

10. Вечеря в Эммаусе

Вечеря в Эммаусе
Вечеря в Эммаусе

На картине изображен момент, когда воскресший, но переодетый Иисус появляется перед двумя своими последователями (возможно, Лукой и Клеопой).

Картина примечательна тем, что на ней персонажи в натуральную величину изображены на темном, пустом фоне. На столе разложен натюрморт с обедом. Корзина с едой шатко стоит на краю пропасти.

В 1606 году Караваджо написал еще одну версию "Вечери в Эммаусе" (в настоящее время находится в миланском музее Брера). В отличие от нее, движения фигур значительно сдержаннее, подчеркивая присутствие, а не исполнение.

В обеих версиях используется метод Trompe-l'il, который, кажется, позволяет персонажам двигаться в своих движениях, чтобы привлечь внимание зрителя.

***

Можете так же ознакомиться с моей статьёй 10 самых знаменитых картин Рембрандта.

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк!

***

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство