Официально производство автомобиля началось на горьковском автозаводе в 1982 году. При этом, годом ранее, мелкосерийно выпустили несколько экземпляров «тридцать первых».
В начале 80-х ГАЗ-3102, с одной стороны, должен был обновить горьковский модельный ряд, а с другой – заполнить некую нишу между популярной «Волгой» ГАЗ-24 и министерской «Чайкой» ГАЗ-14.
И новая «Волга» не подкачала: она сразу же произвела сильное впечатление, как своей внешностью, комфортом, так и изменениями, которым подвергся автомобиль.
Кроме того, несмотря, на принципиально новую внешность, дизайнерами удалось сохранить фирменный ГАЗовский стиль: облицовка радиатора была выполнена в стиле "китовый ус". Облицовки в этом стиле присутствовали на двадцать первой "Волге" третьей серии и даже на ГАЗ-24.
Тот объём модернизации, которому подверглась тридцать первая «Волга», позволяет говорить о принципиально другой модели (конечно, применительно к «двадцатьчетвёрке»). Двигатель новой машины получил форкамерное электронное зажигание, что положительно повлияло на расход бензина и на снижение уровня выброса в атмосферу токсичных веществ. Новая «Волга» получила новую тормозную систему (в том числе – передние дисковые тормоза), более «крутую» и современную светотехнику, инерционные ремни безопасности, обогреваемое заднее стекло. И на этом новшества не ограничивались: сиденья стали удобнее, шум в салоне – ниже.
Интерьер изменился полностью. Обод руля, получившего травмобезопасную накладку, стал упругим, приборная панель была изменена до неузнаваемости. Новые «Волги» комплектовались стереомагнитолами. Система отопления, для обеспечения приличного микроклимата в салоне, была способна «подмешивать» свежий воздух.
Ресурс двигателя новой "Волги" теперь составлял 250 тысяч километров (у ГАЗ-24 – 200 тыс.) Да и в целом, двигатель и коробка подверглись достаточно серьёзным изменениям. Автомобиль стал не просто более современным и безопасным, но и более долговечным.
Двигатель стал мощнее (105 л.с. против 95-ти у ГАЗ-24), кузов - более обтекаемым; устанавливались радиальные шины, изменилось передаточное число.
Неудивительно было и то, что скорость новой «Волги» возросла до ста пятидесяти километров в час, а разгон до сотни составлял теперь шестнадцать секунд (у ГАЗ-24 соответственно – 145 и 20).
Довольно высокий статус новой «Волги» позволял использовать автомобиль в различных министерствах и ведомствах и даже в КГБ.
Простые же граждане не могли приобрести этот автомобиль в личное пользование (в отличие от двадцать четвёртой «Волги»), это стало возможно только после распада Советского Союза. Но и даже после 1991 года ГАЗ-3102 был способен удивлять, производить впечатление на окружающих, продолжал сохранять имидж «особенного», малодоступного, престижного автомобиля.
Последние экземпляры этой прекрасной машины сошли с конвейера ГАЗа в ноябре 2008 года. Эпоха, когда автомобиль «Волга» являлся предметом гордости и зависти завершилась…