По разным подсчетам, количество советских граждан, в годы Великой Отечественной войны сотрудничавших с вермахтом превышает 1 миллион человек. Сразу стоит оговориться, что более половины из них делали это не по собственной воле, являясь заключенными концлагерей и выполняя различные работы, не связанные с военной службой и карательными действиями. Но все-равно набирается внушительное количество – в основном за счет тогда только присоединенных республик Прибалтик. Там целые национальные военные части переходили на сторону фашистов.
Сегодня я расскажу о тех, чьи «подвиги» кажутся мне особенно гнусными.
Григорий Васюра – палач Хотыни
Уроженец Черкасской области Украины, бывший учитель был на фронте командиром отделения связи, правда, недолго. Уже 28 июня 1941 года во время боев за Лиепаю он добровольно сдался в плен. Позже на суде Васюра объяснял свой предательский поступок контузией. Впрочем, сути это не меняет. Ведь уже в плену предатель пошел на добровольное сотрудничество с немцами и по собственному желанию отправился на обучение в школу пропаганды. После ее окончания Васюра влился в 118-й батальон охранной полиции в Киеве. Здесь карьера будущего палача пошла в гору – он быстро дослужился до начальника штаба и фактически руководил всеми карательными операциями батальона.
Их в карьере Васюры было несколько десятков. Особенно лютовал 118-й батальон в Белоруссии, где в рамках стратегии «мертвой земли» было уничтожено множество деревень и тысячи мирных жителей. Даже сами эсэсовцы удивлялись «зверской сущности» своего командира. Васюра любил пытать и расстреливать, не щадил даже детей. Причем казни часто проводил на глазах подчиненных, подавая им пример. В деревне Хатынь по его приказу – пусть и не подписанному официально – были сожжены и расстреляны полторы сотни мирных жителей, половина из которых – дети.
На суде, поняв, что ему уже не отвертеться, Васюра в ярости выкрикнул: «Да, я сжег вашу Хатынь!»
Долгое время после войны Васюре удавалось скрывать факт сотрудничества с фашистами. Он даже получил медаль «Ветеран труда». Но предателя подвела наглость и самоуверенность. В год 40-летия Победы Васюра затребовал Орден Отечественной войны, после чего начались проверки военных архивов. Хотя каратель отрицал участие в операциях против партизан и мирных жителей, нашлось достаточно свидетельств его личного участия в убийстве как минимум 360 человек. В октябре 1987 года Васюра был расстрелян в Пищаловском замке.
Виктор Мальцев – гитлеровский сокол
Выходец из крестьянской семьи еще в Гражданскую окончил Егорьевскую школу военных летчиков, и некоторое время был инструктором у знаменитого Чкалова. Но на этом славные страницы жизни будущего предателя и закончились. К началу войны он стал начальником Аэрофлота в Ялте, и в этом курортном городе и встретил немцев. Буквально встретил – явился в оккупационную комендатуру в форме полковника ВВС и заявил о своем желании бороться с большевиками. Правда, доверия такой жест у фашистов не вызвал – Мальцева для начала отправили в лагерь для военнопленных, но после проверки выпустили.
И тогда бывший советский летчик проявил всю свою активность: успел побыть бургомистром и мировым судьей в Ялте, занимался формированием антисоветских воинских подразделений и даже написал пропагандистскую книжонку. С 1943 года Мальцев стал «работать по специальности» - ему было доверено руководство Русской восточной авиагруппой. Под началом гитлеровского сокола пленные советские летчики перегоняли самолеты с заводов на фронт. К весне 1945 летчик дослужился до звания генерал-майора, возглавив ВВС Русской освободительной армии. К концу войны под его командованием было свыше 40 самолетов, на которых летали эмигранты, коллаборационисты и даже два Героя Советского Союза: Семен Бычков и Бронислав Антилевский.
В высокой должности Мальцев пробыл недолго. Понимая, что война фактически закончена, в апреле гитлеровский сокол сдался американцам. Но те решили с предателем не церемониться – летом вместе с другими власовцами его выдали Советам. Поняв, что пощады не будет, Мальцев попытался покончить жизнь самоубийством, перерезав себе горло, но был спасен советскими врачами. В ходе закрытого процесса бывший летчик полностью признал свою вину. Год спустя после ареста – 1 августа 1946 года – Мальцев был повешен во дворе Бутырской тюрьмы.
Александр Юхновский – Алекс Лютый
К моменту прихода немцев на Украину уроженцу Волынской губернии было лишь 16 лет. Юхновский рос талантливым мальчиком, знал несколько языков, писал патриотические стихи – на украинском и польском. Его отец – убежденный антикоммунист – сколотил отряд местной полиции, куда привлек и сына. Некоторое время Юхновский-младший служил писарем при немецком штабе – язык потенциального противника на всякий случай он выучил еще до войны. Параллельно – в качестве «факультатива» - он участвовал и в казнях. Как вспоминают очевидцы, убивал юноша с особой жестокостью, особенно радовался женщинам и детям среди жертв. За свои кровавые «заслуги» и по рекомендации отца весной 1942 года Юхновский был принят в ряды тайной военной полиции. Здесь он также был переводчиком, участвовал в допросах и пытках подозреваемых в сотрудничестве с Красной Армией и партизанами. Даже был награжден знаком отличия и премирован месячным отпуском в Германию.
Но преданным идеалам Рейха легко оставаться, пока фашисты удерживали преимущество. Когда же в августе 1944-го силы вермахт вынужденно отступали с территории Украины, Юхновский дезертировал. Уничтожив документы и раздобыв гражданскую одежду, он явился в военкомат и добровольцем вступил в ряды Красной Армии. Там, ввиду его юного возраста, не стали особо придирчиво разбираться: выдали новые документы на имя Александра Мироненко и отправили в часть. Прослужив недолгое время пулеметчиком, за знание языков Юхновский был переведен в штаб, где вспомнил свои поэтические таланты: стал писать антифашистские стихи, и даже печатался во фронтовых газетах. Если не знать подлого прошлого юноши, то его карьера красноармейца сложилась очень даже неплохо. Александр участвовал во взятии Варшавы, Кенигсберга, Берлина, был награжден медалями за освобождение этих городов.
После войны Юхновский без труда вступил в комсомол, а в середине 60-х получил пост главного редактора газеты «Красный воин». Вычислить предателя удалось случайно – его узнал в метро бывший советский разведчик, работавший во время войны под прикрытием в немецком тылу. В КГБ скрывающего свое прошлое Мироненко быстро вывели на чистую воду, найдя несколько белых пятен в автобиографии. Следствие длилось более года. Александр все отрицал, но под давлением неоспоримых доказательств признал свою вину: пособничество в убийстве более 2 000 советских граждан. Другого приговора быть не могло – в июне 1977 года Юхновский был казнен в Лефортовской тюрьме.
Андрей Власов – сталинский генерал
Ну и куда же без самого известного предателя Великой Отечественной – генерала Андрея Власова, которого называют «одним из любимых командиров Сталина». Большая часть его довоенной биографии подвергается сомнению, так как известная она со слов самого Власова. Он был тринадцатым ребенком в семье, учился в нижегородской семинарии, но не закончил ее из-за революции. В Гражданскую воевал против Деникина, Врангеля, Нестора Махно. В межвоенные годы Власов сделал неплохую карьеру и даже некоторое время служил главным военным советником при Чан Кайши. Но был отозван оттуда «в связи с недостойным поведением».
Войну он встретил под Львовом, участвовал в обороне Киева, получил ранение, проявил себя умелым полководцем. В ноябре 1941 года Сталин лично вызвал Власова в Москву и назначил командующим 20-й армией, которая под его руководством остановила наступление танков Гепнера, внеся немалый вклад в оборону столицы. За свои заслуги удостоился звания генерала-лейтенанта, похвалы Сталина и лестной оценки Жукова: «Лично генерал-лейтенант Власов в оперативном отношении подготовлен хорошо, организационные навыки имеет. С управлением войсками справляется вполне». Участие в Любанской наступательной операции во главе 2-й ударной армии стало для командующего роковым.
Вопреки директиве Ставки, командованием Волховского фронта армия Власова не была отведена с Любанского выступа и оказалась в котле. Три недели упорных боев не дали результатов. Незадолго до пленения Власов докладывал: «Последние дни продовольствия совершенно не было. Доедаем последних лошадей. Люди до крайности истощены. Наблюдается групповая смертность от голода. Боеприпасов нет…» В поисках продовольствия 11 июля генерал забрел в деревню Туховежи, где и был арестован немецким патрулем. Его отправили в Винницкий лагерь для военнопленных, где он после некоторых колебаний согласился сотрудничать с нацистами.
Возглавив Русскую освободительную армию, состоявшую из пленных советских военнослужащих, Власов в основном занимался вопросами пропаганды и подготовки солдат и офицеров. Его открытое письмо «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом» и многочисленные антисоветские статьи высоко ценил сам Йозеф Геббельс. Впрочем, к маю 1945 года никакая пропаганда уже не могла спасти Рейх. Испанский диктатор Франко за месяц до этого предлагал Власову политическое убежище, но тот отказался. Не принял он и предложение американцев, обещавших вывезти генерала-предателя в глубь их оккупационной зоны в Чехословакии. Власов был арестован военнослужащими 1-го Украинского фронта и доставлен В Москву.
Дело длилось более года. На суде бывший генерал сказал: «Я признаю себя виновным в том, что находясь в трудных условиях, смалодушничал…» Впрочем, вины он мог бы и вовсе не признавать – оснований для приговора в деле было достаточно. 1 августа Власов и его подчиненные были лишены воинских званий и повешены. Тела казненных сожгли. Прах был захоронен в одной из могил Донского кладбища…
К сожалению, ограниченный временной формат не позволяет рассказать о других предателях родины в той войне. Но как-нибудь мы и до них обязательно доберемся!
Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ канале.