Эта распространенная в наши дни пословица родилась в романе Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев". В произведении плакат с этим лозунгом висел в клубе города Васюки, населению которого Бендер обещал в афише дать сеанс одновременной игры в шахматы на 160 досках в помещении данного клуба. Точности ради следует заметить, что в оригинале текст читается несколько иначе: "Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих". Превращая лозунг в пословицу, наш народ, несомненно, усовершенствовал перл бюрократической премудрости, косноязычия и творческого полета начальственных и чернильных душ, сняв тавтологию: "ДЕЛО спасения" ... "ДЕЛО рук".
Плутовской роман блестящего авторского дуэта был написан в 1927 году. В следующем, 1928 году был опубликован его журнальный вариант, а затем в издательстве "Советский писатель" он вышел отдельной книгой. Роман был встречен весьма сдержанно властями, критикой и коллегами по литературному цеху, несмотря на свою чрезвычайную актуальность. Именно в 1928 году партия приняла решение закончить эксперимент с НЭПом, который вводился в первой половине 20-х годов по уверениям Ленина "надолго и всерьез". Нэпманы, за несколько лет сумевшие создать товарное изобилие в нищей, голодавшей стране, массово отправились в лагеря как "враги народа" или, скорее, как уже отработанный материал, представлявший реальную внутреннюю угрозу власть имущим в качестве объективно "обиженных" и при этом еще мало зависящих от начальства самодостаточных личностей.
Беспринципный авантюрист, "великий комбинатор" Остап Бендер явился, безусловно, собирательным образом антигероя того времени. Многие граждане, не обладавшие необходимыми умениями, смекалкой или предприимчивостью, воспринимали нэпманов исключительно в качестве проходимцев и пройдох, умеющих жить за чужой счет. Казалось бы, герой романа для советской власти - просто находка, так как он убедительно и правдиво демонстрировал отрицательные черты людей, воспитанных во времена "проклятого дореволюционного прошлого". Он и играл роль того темного, мрачного фона, на котором изображались ослепительно яркие, светлые образы людей, якобы рождаемых социалистическим сегодня и, конечно же, коммунистическим завтра. Однако в 1948 году этот роман наряду с "Золотым теленком " был запрещен. Они и не переиздавались в СССР вплоть до начала правления Хрущева.
В чем же дело? Скорее всего, в том, что острое перо сатириков слишком наглядно выявило не только аморальный облик мошенников и "деловой атмосферы", царившей в первые мирные годы советской власти, но и те пороки царской бюрократии, которые как бы сами собой, без каких бы то ни было усилий были воспроизведены чиновничеством советским.
Речь идет не только о внешних признаках антинародности всего племени бюрократов, всегда стоявших над соотечественниками и презиравших их за эту униженность. Если бы все ограничивалось чванством. наглостью, равнодушием чиновников к проблемам и судьбам людей, зависимых от них, то это можно было хотя бы частично искоренить индивидуальным их подбором и контролем за их деятельностью. Но в том-то и дело, что за многие века своего существования чиновничество выработало особый, почти иррациональный метод восприятия действительности. Без бумаги, без документа никакой реальности для них фактически не существует. Не дай вам бог утратить все свои документы в пожаре или как-то еще, и вы почувствуете, что для бюрократической системы вы сразу превратились в некий фантом, в призрак.
Уже в наше время, когда было принято снимать с выборов нежелательных кандидатов по причине большого количества поддельных подписей в их списках, общественность пыталась организовать массы. Сотни и даже тысячи людей приходили в присутственные места с паспортами, чтобы доказать, что это их подписи и что они ставили их лично. Но ни судьи, ни члены избирательных комиссий эти заявления не принимали, ссылаясь на наличие у них заключений неких экспертов-почерковедов. То есть, в типичном противостоянии человека и документа у нас даже при условии, что большая часть этих "документов" - "филькины грамоты" (народ в принципе многое понимает и дает этим безобразиям весьма точные, а то и меткие определения), всегда побеждает БУМАГА. "Без бумажки ты - букашка, а с бумажкой - человек".
Впрочем, не обязательно вспоминать прошлое. Возьмем сегодняшние упражнения бюрократов по математике. Каким макаром они высчитывали прожиточный минимум в РФ на 2022 год? Цифиркин из "Недоросля" может успокоиться. По сравнению с этими счетоводами он - почти Перельман. Имеет смысл всех высокооплачиваемых финансистов, лично принимавших участие в расчете заявленных сумм в качестве апробации продержать на этом минимуме хотя бы по полгода. В этом случае они едва ли станут называть суммы, на которые прожить никоим образом нельзя, "прожиточным минимумом".
А расчеты по инфляции? Простите, какие 8 с десятыми процентов, если картофель год назад стоил 30-40 рублей, а сейчас 60-80 рублей за кг? То же самое с хлебом: в прошлом году самый дешевые батоны и булки стоили от 20 до 30 рублей, а сейчас за них же надо отдать 30-50 рублей. Причем ошеломлены такой математической эквилибристикой не только не очень грамотные старички, но и вполне образованные граждане. Но сверху спущен указатель 8.6% и все обязаны считать именно так. Хочешь, верь, не хочешь, не верь, но жить ты будешь в этом измерении.
Если вы после всех этих выкрутасов и этого вранья склонны полагать, что огромная армия чиновников и силовиков существуют исключительно для того, чтобы охранять вас и оказывать услуги населению, вам определенно следует обратиться к офтальмологу или, скорее, к психиатру. Эта армия - подушка безопасности, предохраняющая нежные зады власть имущих от слишком болезненных контактов с низами, а также и с всеобщей нищетой и неустроенностью жизни за стеклами их лакированных, бронированных членовозов.
Бюрократы эпохи Остапа Бендера тоже были не лыком шиты. Они вполне владели технологией показательного имитационного делопроизводства. Проявляя свою "деловитость", они возвели в ранг "дела" наличие на пляже обычных спасателей и даже беспомощные размахивания руками тонущих людей они назвали "делом рук". Но при этом они были гораздо наивнее современных чиновников, ибо честно признались в своем лозунге, что если дело реально дойдет до дела, то гражданам придется рассчитывать исключительно на свои собственные силы. А они - бюрократы, занятые государственными делами и действующие от имени всего государства, умывают руки и остаются в стороне.
В этом плакате все смешно и нелепо. Какое отношение клуб завода по производству картона имел к пляжной тематике? (Ведь необходимо было уточнить, что его повесили к вечеру "Общества спасения на водах") Но это тоже нелепо и смешно: "Общество спасения на водах" рекомендует тем, кто любит купаться, попросту самим не тонуть. Тогда зачем вообще нужно само это Общество?
Наши предки сто лет тому назад смеялись над этим творчеством не очень умных чернильных душ. Тогда как сейчас нам, извините, не до смеха. Нам, оказавшимся в нынешней ситуации, собственно говоря, ничего другого и не остается, как спасать самих себя а, по возможности, и окружающих.