Найти тему
74,4K подписчиков

Александра Струйская. Прекрасная, но жестокая барыня

30K прочитали

Её образ - словно воздушный полунамек. Она кажется восхитительной, но внутри её души затаилась темная бездна. Страшная женщина. Тот случай, когда внешность обманчива...

С портрета художника Рокотова на нас взирает очаровательная дама, создается иллюзия, что она чуткая и добрая, но какое же это заблуждение.

Александра Петровна Струйская. Портрет работы Рокотова. 1772 год.
Александра Петровна Струйская. Портрет работы Рокотова. 1772 год.

Как все начиналось

Александра Петровна Озерова родилась в 1754 году в имении Дор Можайского уезда Московской губернии. О ее детских годах известно мало. Родители богатством не отличались. Отец Петр Петрович Озеров был подпоручиком лейб-гвардии Семеновского полка, особого карьерного роста у него не было.

В 18 лет прелестная Александра приглянулась богатому вдовцу Николаю Еремеевичу Струйскому. Его первая жена умерла при родах и оставила ему двух дочерей двойняшек. Обе девочки, одна за другой умерли.

В 1772 году была сыграна свадьба.

Николай Еремеевич был поэтической натурой и красота молодой жены его вдохновляла. Она стала для него музой. Сразу после свадьбы он заказал портрет супруги Федору Степановичу Рокотову.

Александра Петровна предстала перед художником совершенно невинным созданием. Она такой и была, еще неиспорченная влиянием мужа. Художник запечатлел юную и ничем не замутненную красоту. Интересен тот момент, что после написания картины Рокотов стал другом семьи и частенько приезжал в имение супругов Рузаевку. Возникла легенда, что он был влюблен в молодую барыню, но были ли близки на самом деле художник и его муза, никому не известно.

Кстати, художник нарисовал портрет и самого Николая Еремеевича Струйского, только он у него не выглядит столь умиротворенным, как Александра и создается впечатление, что у него слишком беспокойный образ, выдающий неуравновешенную натуру.

Её образ - словно воздушный полунамек. Она кажется восхитительной, но внутри её души затаилась темная бездна. Страшная женщина. Тот случай, когда внешность обманчива...-2

Первые месяцы Александра Петровна наслаждалась вниманием супруга, а потом начала замечать странности. Ее муж был явно экзальтированной личностью. Он вызывающе одевался и повязывал на голову длинную прусскую косу. Наверху дома хозяин устроил покои названные "Парнасом". Там он сочинял свои стихи. Очень неоднозначные. Спустя годы русский поэт Гавриил Державин напишет:

Средь мшистого сего и влажного толь грота
 Пожалуй мне скажи — могила это чья?
 Поэт тут погребен: по имени — струя.
  А по стихам — болото.

Но ладно манера одеваться и стихи... Хуже было иное.

Николай Еремеевич проводил над крестьянами ужасные эксперименты. Он мог придумать игру, создавая воображаемое преступление, вот только виновными он назначал реальных людей - своих беззащитных крестьян. Хозяин произносил обвинительную речь, выносил приговор и придумывал для провинившихся пытки.

Среди местных помещиков Николай Еремеевич слыл отличным хозяином. Для своих гостей он придумывал незабываемые развлечения - устраивал охоту на своих крестьян. Кроме того, хлебосольный барин создал крепостной женский балет. О том, что там происходило расписывать не стану. Скажу только, что ничего, что имело бы отношение к искусству.

В этой нездоровой атмосфере Александра Петровна жила, наблюдая и впитывая в себя вседозволенность мужа к крестьянам. И если вначале она была действительно неиспорченным созданием, то с годами ее душа очерствела и она сама не заметила, что превратилась в копию мужа.

Чем все завершилось

Была ли счастлива в браке Александра Петровна? Вряд ли. Она жила в атмосфере чудовищной жестокости. Женщина рожала мужу из года в год детей. Всего она родила восемнадцать детей, из них десять умерли в младенчестве.

Существовало предание, что однажды ее супруг проиграл жену в карты одному из помещиков, и тот увез с собой Струйскую на некоторое время.

В 1796 году Николай Еремеевич узнав о том, что его любимая императрица Екатерина Великая скончалась и это стало для него ударом. Он слег от инсульта и его вскоре не стало.

После похорон мужа, Александра Петровна ощутила себя полноправной хозяйкой Рузаевки. Она открыла тюрьму, где покойный супруг держал некоторых замученных крестьян, и выпустила их. Но не на волю, конечно, а чтобы рабочие руки для хозяйства не пропадали.

Александра Петровна очень любила разнообразные ткани. У нее были созданы мастерские, где трудились девочки семи-восьми лет. Малолетние крестьянки были прикованы к станкам и хозяйке было все равно, что девочки задыхаются от пыли и отсутствия свежего воздуха. Для нее главное были вещи, которые производили крепостные. С продажи тканей она имела неплохой доход.

Теперь за крестьянами не бегали с ружьем, но спуску им хозяйка не давала. Если была какая поруганная девка, то барыня лично присутствовала при ее порке. Александру Петровну мало волновало, что к судьбе крестьянок часто были причастны ее собственные сыновья. У барыни появилось много незаконнорожденных внуков. Одним из них был известный поэт Александр Иванович Полежаев.

Однажды пьяный сын Струйской сотворил жуткое дело с маленькой дочкой крепостного. Несчастный отец девочки в гневе отрубил тому голову и отнес ее к крыльцу господского дома. Гнев Александры Петровны был еще страшнее. Четыре дня она запрещала крепостным людям есть и пить. Еду и питье не получали не только люди, но и животные. А после Струйская организовала публичную жестокую экзекуцию.

Если вы думаете, что Александра Петровна при жизни была наказана за свои дела, то ошибаетесь. Она прожила длинную жизнь и еще долго причиняла страдания окружающим. Ее не стало в 1840 году в возрасте 86 лет. Жестокая барыня тихо ушла во сне.

Благодарю, что дочитали. Если статья понравилась, то буду признательна пальчику вверх. Подписка здесь