Новый осознанный запрос современного общества — построение гармоничных отношений на крепком фундаменте, исключающем насилие, плохое обращение, оскорбления (абьюз) и токсичность. Часто мы становимся заложниками популяризированного в кино и сериалах стандарта большой и сильной любви прошедшей через преодоление каких-то препятствий. Работа создателей медиапродукта — заинтересовать зрителя. Простые, легкие, гармоничные отношения героев плохо продаются, в отличие от эмоциональных качелей. В результате после просмотра у зрителя возникает ощущение, что настоящую любовь нужно заслужить и выстрадать.
Уверены, вы сможете вспомнить не один сериал с таким сюжетом: герои встречают друг друга — влюбляются — начинают встречаться — расстаются из-за непреодолимых обстоятельств — снова сходятся — и так по кругу. Сюжеты про «сложную любовь» очень популярны. Зачастую токсичные отношения в сериале являются центром сюжета, а их участники — главные герои сериала. Все остальные герои активно участвуют в этих отношениях: обсуждают, поддерживают, направляют, помогают. Таким образом возникает ощущение, что «сложные отношения» превращают человека в «главного героя» своего мира и все его друзья вращаются вокруг него.
Абьюз романтизируют грустной музыкой и трагичным взглядом, прикрывая очевидный отрицательный контекст. Токсичность и насилие оправдывают в пронзительном и откровенном разговоре «по душам» о силе любви и причине своих поступков. В финале наступает happy end: непростые отношения героев не помешали им быть вместе. Объятия. Поцелуй. Занавес.
Мы решили разобрать несколько примеров из известных сериалов:
🔺Росс и Рэйчел — «Друзья»;
🔺Престон (Мистер Биг) и Кэрри — «Секс в большом городе»;
🔺Жданов и Катя Пушкарёва — «Не родись красивой».
В каждом из этих примеров на протяжении многих сезонов романтизируется абьюз в отношениях. От серии к серии нам показывают как умело можно украсить манипуляцию, сталкеринг, физическое, эмоциональное и психологическое насилие, газлайтинг.
Кэрри + Престон (Мистер Биг) ≠ ❤️
Союз Кэрри и Престона был соткан из созависимости и контрзависимости героев. Их отношения строились по принципу «как не надо делать». От Бига мы видим постоянное дистанцирование. Его нежелание строить серьезные здоровые отношения — контрзависимость. Он неоднократно демонстрировал, что не хочет считаться с чувствами Кэрри. Например, когда сообщил о поездке в Париж в последний момент и отказался обсуждать их дальнейшие отношения, то есть поставил свою партнершу перед фактом.
Когда Кэрри решается на новые отношения, Биг начинает ее преследовать. Таким образом он ограничивает ее право распоряжаться своей жизнью. Кэрри также неоднократно показывала свою неготовность к здоровым отношениям с Эйданом, когда выбирала заведомо деструктивные с Престоном. Пара Бига и Кэрри является примером многолетней созависимости, токсичности и эмоционального обслуживания.
Рэйчел + Росс ≠ ❤️
Деструктивный характер отношений Росса и Рэйчел — яркий фон для событий сериала. Пока они были в отношениях Росс постоянно контролировал Рэйчел, сильно ревновал, устанавливал запреты, например, запретил ей делать татуировку. Покушение на свободу партнера, контроль и запреты — прямой признак абьюза в отношениях.
На протяжении всех сезонов мы видим как после расставания они внедряются в новые отношения друг друга, нарушают личные границы. Коммуникация между ними раскачивается от любви до ненависти и обратно. Тем самым, не только сами герои, но и мы сенсорно потребляя данную картину, закрепляем данную модель и уже сами хотим, чтобы герои в конце концов были вместе.
Катя Пушкарева + Жданов ≠ ❤️
Умело созданная пара Жданова и Кати Пушкаревой является целым пособием по токсичным и абьюзивным отношениям. Сначала Жданова показывают как антигероя: освещают отрицательный контекст манипуляции и обмана доверчивой и влюбленной Кати. Но фокус смещается, когда Катя узнает о его обмане. Они как будто меняются ролями: героиня решает дать сдачи обидчику.
Теперь Катя выступает в роли манипулятора и раскачивает Жданова на эмоциональных качелях. После этого Жданова облачают в костюм влюбленного и меняющегося в лучшую сторону героя. Из уст Андрея постоянно сыпятся фразы о том, что он изменился, стал совсем другим человеком. Создатели добавляют трагичности его внутренними глубокими диалогами, показной честности и слезами. Зрители начинают сопереживать бедному герою, влюбленному и как будто незаслуженно наказанному Катей Пушкаревой.
Однако за его словами нет существенных изменений. Он не прекращает преследовать Катю, ревнует, ограничивает ее свободу, не отпускает ее, манипулирует ее чувствами, заставляет испытывать вину, оказывает регулярное давление, кричит, крадет, а потом читает ее дневник.
На фоне Жданова новый друг Кати Миша — идеальный по всем параметрам кандидат. Все его поступки правильны, логичны и экологичны. Однако в сериале он представлен как весьма скучный персонаж. Нет в нем ярких эмоций, противоречивости, внутренних дилемм. Да и Кате он не нужен. Ей куда привычнее уже вертеться в эмоционально-нестабильной буре Жданова.
Всевозможные сценарные ходы, наложение романтичной музыки, оправдание насилия постоянными диалогами о любви, слезами и прочие манипулятивные моменты мешают нам увидеть отношения такими, какими они являются. Хуже всего, что каждая из трех болезненных картин заканчивается одинаково. Герои снова вместе, у многих даже свадьба. Переоцененный happy end, заимствованный со времен великой депрессии, в наше время заслуживает тщательного пересмотра. Успокаивает и вселяет надежду общественный запрос на потребление экологичного медиа контента, осуждение популяризации насилия и абьюза, а также стремление к новому медиа-стандарту, который нацелен на продвижение психологически здоровых и равноправных отношений.
Текст: Кира Разумовская, гендерная исследовательница
В нашей стране до сих пор нет закона, который бы защищал жертв домашнего насилия. Мы стараемся изменить ситуацию, и вы можете стать частью этой кампании.
Поддержите петицию за принятие Закона о домашнем насилии, которую подписали уже 955 967 человек.