Автор: Полина Миндрина
Минимальная наценка в 5% может коснуться порядка 60 социально значимых позиций из таких категорий, как овощи (свекла, морковь, капуста, картофель, лук), молочные продукты (молоко, творог, кефир, сливочное масло), сахар и хлебобулочные изделия недлительного хранения. Предполагается, что максимальная торговая наценка будет действовать до начала нового сельхозсезона – 1 июля 2022 года.
«Конечно, предлагаемый путь не приведет сразу же к резкому снижению продуктовой инфляции в целом, потому что инфляция по каждой категории рассчитывается исходя из всего широкого спектра наименований продукции. Но практически в каждом магазине страны в свободном доступе будет базовый набор продуктов питания с минимальной торговой наценкой», – заверили власти.
Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что в ведомстве считают минимальную наценку необходимой, т.к. данная установка поможет малообеспеченным российским семьям экономить на товарах первой необходимости. В январе 2022 г. отмечалось, что наценка крупных торговых сетей на базовые товары составляет 15 – 16%.
«Конечно, есть товары с большей наценкой, но это не товары первой необходимости, они не входят в социальную корзину. Мы говорим про якорные товары, за которыми покупатели чаще приходят», – добавил Евтухов.
Наценка ретейлеров
X5 Retail Group (управляет магазинами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») проанализировала категории товаров, по которым предлагают снизить наценку до 5%. Большинство из этих позиций ритейлер уже реализует с отрицательной надбавкой или не превышающей 5%, об этом X5 Group сообщала еще в 2020 году.
С того момента в магазинах семь базовых продуктов питания продаются по цене закупки у поставщиков. К ним относятся товары из базовой потребительской корзины: макароны, хлеб, тушеная говядина, черный чай, картофель, зерновые хлопья, ультрапастеризованное молоко. Данные товары помечены специальными ценниками на полках магазинов. Все издержки на эти позиции, включая аренду, логистику, коммунальные платежи и зарплату персонала, компания покрывает за свой счет.
Многие торговые сети имеют собственные торговые марки: «Красная цена», «Каждый день» – «Ашан», «Маркет», «Дикси» и другие. Покупатели социальной группы среднего класса часто не доверяют качеству данных позиций, и это не является странным: качество собственного производства ретейлеров уступает другим производителям.
В «Ашане» на ряд социально значимых товаров установлена минимальная торговая наценка, а некоторые из продуктов продаются ниже закупочной цены. К таким товарам относятся капуста, картофель, лук, морковь, огурец, бананы, охлажденная курица собственной торговой марки «Ашана», сахар, подсолнечное масло и другие.
В магазинах сети «Магнит» наценка на определенный ассортимент так же находится на минимальных или нулевых уровнях. В январе 2022 г. ретейлер собирался ограничить наценку примерно на 200 товарных позиций из 25 категорий базовых продуктов, включая вермишель, овощи из «борщевого набора», хлеб, молоко, сливочное масло, гречневую крупу.
На фоне новостей об ограничениях наценки производители уже начали уведомлять ретейлеров о повышении закупочной стоимости в среднем на 7% на такие продукты, как молоко, курица, хлеб и другие. Отметим, что видов молока, как и курицы, хлеба, несколько. Из этого следует, что ограничить закупочную цену поставщики смогут в одном сегменте, а увеличить в другом: продавец потеряет на пакетированном молочном продукте, но приумножит на бутылочном.
#россия #магазин #продукт #товары #цена #жадность #бизнес #экономика #люди #дорого