Ответ зависит от того, что для вас это значит. Каким вы видите проработанного человека? Как вы поймёте, что процесс проработки начался? А как поймёте, что он закончился?
Если «проработать себя» — это «полностью избавиться от негативных чувств, убрать все слабые черты характера, всегда быть уравновешенным и спокойным человеком, у которого не бывает страхов и который уверен всегда и во всем», то мой ответ «никак».
Правда, это невозможно. Мы люди, а не работы. Мы не запрограммированы на одно-единственное чувство радости.
В нашей жизни будут происходить разные события. Мы будем радоваться. Мы будем грустить. Мы будем злиться. Мы будем удивляться. Мы будем плакать. Иногда от счастья, а иногда от боли.
Но, проработав себя, мы сможем признать своё право на все эти чувства. Сможем позволить себе побыть в них, испытать их. Не будем считать, что из-за них мы становимся «недостойными», «плохими», «не заслуживаем любви».
Мы поймём: любовь, поддержку и заботу вообще не надо заслуживать.
Мы поймём: у нас есть право на жизнь.
Мы поймём: нас необязательно жить так, как живут другие и делать то, что делают они.
Иногда за жёстким стремлением к «полной проработке» всех сфер замаскирован перфекционизм. Он замедляет нас, приводит к синдрому отложенной жизни:
«Вот проработаю эту тему, тогда смогу начать отношения/пойти на новую работу/переехать в другой город”.
Но жизнь во время терапии не останавливается. Да, мы можем замедлиться. Переоценить ценности. Сделать перерыв. Отдохнуть.
Однако процесс терапии, проработки и наша жизнь не противоречат друг другу. Они, наоборот, дополняют друг друга.
Скорее всего, день, когда вы проснетесь и поймёте, что вас больше ничего не беспокоит, не выводит из себя, никогда не настанет.
Но день, когда вы сможете посмотреть на ситуацию под другим углом, позволить себе и другим ошибаться, быть собой, быть идеальными в своей не идеальности может наступить очень скоро.