Найти тему
АвтоДвиж

МАЗ построил второй электрогрузовик, не доведя до ума первый. Разбираемся почему

В ноябре 2019 года на МАЗе был собран первый электрогрузовик МАЗ-4381E0. Никаких пафосных релизов, никакой шумихи. Просто по территории завода бесшумно поехало шасси. И только в мае 2020 года машину с установленной на нее бортовой платформой подготовили для показа президенту.

Интересный момент. Во время той презентации рядом с готовым образцом МАЗ-4381E0 стоял большой стенд, на котором описывался новый вариант электрогрузовика – МАЗ-4381EE, с новой внешностью и совсем другими техническим данными. На МАЗе уже тогда считали, что первенец не удался?

На самом деле, не все так просто. МАЗ-4381E0 был для автозавода скорее компоновочным макетом, чем серьезной заявкой на электрическое будущее. Это была попытка установить электрооборудование на стандартное шасси и добиться максимальной унификации с серийно выпускаемыми грузовиками.

Кроме того, за неимение белорусских комплектующих на первом «мазовском» электрогрузовике в силовых модулях и в тяговых приводах вовсю использовались китайские компоненты.

В итоге электроМАЗ хоть и поехал, но не идеально. Для опытного образца, на котором можно обкатывать технологии, все работало хорошо. Машина не просто сама перемещалась в пространстве, но и позволяла проводить испытания. Собственно они и показали, что внедрить в серию МАЗ-4381E0 в таком варианте не получится.

Да и идея с большим процентом ключевых комплектующих из Китая уже не казалась привлекательной. Санкции дело такое – сегодня китайцы в них не участвуют, а вот что будет завтра, уже неизвестно.

В итоге все, что выявила обкатка МАЗ-4381E0, было учтено при создании МАЗ-4381EE. Первоначальный проект, озвученный в 2020 году, был подкорректирован. Во-первых, почти в два раза выросла емкость тяговой аккумуляторной батареи (со 175 до 300 кВт ч). Во-вторых, было изменено расположение агрегатов на раме. В-третьих, максимальная мощность электродвигателя была снижена с 220 до 180 кВт.

А вот идея максимально использовать отечественные комплектующие никуда не делась. Как и планировалось МАЗ-4381EE создавался совместно с Объединенным институтом машиностроения «ОИМ НАН РБ». В итоге вместо китайского электромотора на машину установили трехфазный белорусский, собранный на предприятии ОАО «Могилевлифтмаш». 2-ступенчатую автоматическую коробку передач разработали и изготовили непосредственно в ОИМ. Управление работой электродвигателя и КПП осуществляет электронный контроллер белорусского производства.

В общем, видите на фото белые прямоугольнички на различных частях электрогрузовика? Это элементы, разработанные «ОИМ НАН РБ».

Ответ на главный для всех электромобилей вопрос: 200 км. Надеюсь, вы поняли, что это о запасе хода. Сами батареи размещены по бортам и под кабиной. Была идея поставить еще блок в заднем свесе рамы, но от нее на данном этапе отказались. При полной массе 11,9 т грузоподъемность шасси составляет всего 4,4 т. А с учетом установки простейшего кузова с тентом она снизится до 3,9 т. Так что было решено остановиться на оптимальном сочетании пробега и полезной нагрузки.

Чтобы полностью зарядить МАЗ-4381EE, потребуется 3 часа при наличии станции с зарядным током 300А или 12 часов, если использовать бытовую сеть. Процесс осуществляется через комбинированный зарядный порт европейского образца CCS Combo 2.

Еще один важный момент - МАЗ-4381EE серьезно отличается от серийных «Корнетов». И речь здесь не только во внешности, к оригинальному дизайну которой опять же приложил руку «ОИМ НАН РБ». Электрогрузовик получил свою раму, свой задний мост, свою переднюю пневморессорную подвеску. Даже интерьер кабины отличается от машин, сходящих с конвейера. Более того, если присмотритесь, то заметите, что у МАЗ-4381EE он не такой, как был на МАЗ-4381E0.

Не знаю, к сожалению или к счастью, но на МАЗ-4381EE отказались от некоторых модных штучек, которые опробовали на МАЗ-4381E0. Я говорю об электронных помощниках вроде системы контроля за полосой движения и камер вместо зеркал заднего вида.

К слову, последние на опытном образце тестировали, сохранив традиционную систему зеркал. По словам испытателей, в дождь особых вопросов не было. Но это когда невнятное изображение можно проконтролировать через зеркало. А что будет, если «линзы» убрать, а взвесь реагентов добавить? Тем более что камеры на МАЗе стояли не сверху кабины, а в зоне боковых обтекателей передней маски…

В общем, работа над ошибками проведена, и МАЗ-4381EE готовится к установке кузова для прохождения испытаний. В то же время МАЗ так и не сказал, что проект МАЗ-4381E0 закрыт. Судя по всему, он пока поставлен на паузу. Если белорусские комплектующие будут работать как надо, то к старому варианту уже не вернутся. А если что-то пойдет не так, то не исключено появление и третьего варианта, когда оригинальную «ходовую» будут стыковать с импортной «энергетикой».

Поживем – увидим…

-9