Большинство из нас были в детстве, юности и в расцвете сил нищими, что уж говорить. Да. Нищими. Не надо иллюзий о среднем классе. Мало что мы могли себе позволить, другой вопрос, что за счёт государства можно было отдохнуть или получить иные блага - это да. А в остальном, даже если получали неплохую зарплату, то нельзя было купить, можно было достать, обменять.
Звучит, может, не жизнеутверждающе, но ведь это была правда. Копили всё, складывали, боялись пользоваться, доставали по праздникам. Всё надеялись, что кому-то это понадобится обязательно. Берегли для детей, внуков. Отказывали себе во многом, но считали делом чести иметь какую-нибудь вещь, как у всех: стенка, хрусталь, одинаковые кухонные гарнитуры, что у многих сохранились по сей день, ткань брали рулонами, постельное, полотенца.
И сейчас это всё достояние прямиком выносится на помойку. Теми же детьми и внуками.
Мы с дочерью ходим в детский сад и обратно домой мимо длинного девятиэтажного дома, идём мимо контейнеров, на которые каждый день выкидывают множество разнообразных вещей. Часто довольно добротных. Много одежды, обуви. Модной её не назовёшь, она скорее времён СССР. Тут же двери, сантехника, старые ковры, которых очень много выкидывают, крепкая, но уже обветшалая мебель, много книг. Каждый день. На этих мусорках всегда есть те, кто этот мусор разбирает, в основном людей интересует металл. Один раз выкинули очень красивое зеркало с каймой из красного дерева, в полный рост. Прекрасно сохранившееся. Его забрали на внедорожнике, когда мы проходили мимо. Вещь была очень интересная.
Я как-то спокойно относилась к этому. Выкидывают и выкидывают. Ходим мимо старого жилого фонда, ясно, что многие делают ремонт. Но когда рядом с мусорными баками в отдел для крупногабаритного мусора вынесли мебель и вещи женщины, что жила в доме напротив, мне стало не по себе. У нас новый микрорайон. И эти вещи рядом с кусками обоев, коробками от новых игрушек смотрелись совсем сиротливо. Как будто выкинули историю. Мою, свою, нашу.
Эта "псевдобережливость" пропитана многими людьми, жившими в Советском Союзе, она отложила отпечаток и, кажется, встроилась в ДНК детей так, что сейчас они не знают, как из себя это искоренить. Просто избавляются.
Да, никто не учил людей расставлять приоритеты, как хомяки хотели иметь что-то в закромах. Ситуация в стране была такая, что приходилось запасаться. И в этом нет ничего плохого. Плохо то, что всё это сейчас идёт на помойку. Рулоны новой ткани, хрустальная посуда, ковры, книги, целые библиотеки и другие ценные вещи. Обычно это случается, когда наследники получают в своё распоряжение квартиру, доставшуюся от дедушек и бабушек или родителей, и начинается вывоз всего, без разбора.
Всё, что покупали про запас люди, не имеющие достаточно денег, чаще оказывается на помойках. Всё это выбрасывается и раздаётся, как не представляющее ценности в настоящее время. Почему так, не знаю. Это только размышления, маленькая я была ещё в то время. Возможно, вы знаете ответ. Кажется, все эти вещи создавали уверенность, ощущение полноты жизни, когда есть ограничения и люди вкладывались в материальное, то, что было доступно. Не были доступны квартиры, машины, а хрустальная ваза - пожалуйста.
Говорят, что есть мышление нищего и мышление миллионера. И считаю, что это, действительно, имеет место быть. Если первые копят материальное, не представляющее ценности, то вторые вкладывают в своё развитие, рост и отдых, и это даёт им возможность получать материальные ценности.
У бака стояли маленькие, совсем крошечные ботинки, знаете, такие, советские. Захотела сфотографировать на обложку, но не смогла, тряслись руки, и ком подкатывал к горлу. Дочь сказала:
- Пошли, а то реветь будешь.