Как правильно прогревать АКПП и вариатор и зачем это нужно

25K прочитали
Селектор АКПП
Селектор АКПП

Далеко не каждый владелец современного автомобиля прогревает двигатель перед поездкой до рабочей температуры зимой. А большинство тех, кто это всё-таки делает, забывают о необходимости прогрева коробки переключения передач. Впрочем, в модификациях с механической и роботизированной коробкой эта процедура действительно не нужна, а вот прогревать гидротрансформаторную автоматическую коробку передач и вариатор крайне желательно. Если конечно нет желания заниматься их ремонтом в ближайшем будущем. О том, зачем греть АКПП и вариатор и как это правильно делать – расскажем в этой статье.

Зачем греть АКПП и вариатор

АКПП заполнена трансмиссионным маслом, выступающим одновременно в качестве смазки и рабочей жидкости, обеспечивающей передачу крутящего момента с двигателя на вал коробки. Оптимальных характеристик оно достигает при температуре 80–100 ℃. Вязкость трансмиссионного масла в этот момент составляет порядка 10 мм²/с. При 40 ℃ этот показатель составит около 40 мм²/с, а при -40 ℃ – более 10 000 мм²/с, причем наиболее резкое снижение вязкости происходит при отрицательных температурах. Именно это является основной проблемой и причиной для прогрева коробки-автомата в зимний период.

Из-за чрезмерно высокой вязкости трансмиссионной жидкости возрастает нагрузка на привод насоса, а в гидроблоке создается избыточное давление. При увеличении нагрузки в этот момент возможно повреждение клапанов и сальников, вплоть до частичного выдавливания масла из коробки. Снижение текучести и смазывающих свойств трансмиссионной жидкости приводит к повышенному износу лопастей турбины гидротрансформатора, шестеренок планетарной передачи и фрикционных дисков. Негативный эффект усугубляется по мере снижения температуры.

В вариаторе при низких температурах повышенной нагрузке подвергаются конусы и ремень или цепь. Попытка передачи большого крутящего момента в непрогретом узле приводит к их взаимному проскальзыванию и образованию задиров на поверхностях. При наличии гидротрансформатора, который в современных вариаторах часто используется в качестве сцепления, в нём происходят те же негативные процессы, что и в классической АКПП.

Единственный способ предотвратить вышеперечисленные проблемы – прогреть АКПП и вариатор, а точнее рабочую жидкость в них, до того момента, как им придется передавать высокий крутящий момент.

Как правильно прогревать АКПП и вариатор

В отличие от двигателя, который вполне способен достичь рабочей температуры на холостом ходу за 10 минут при 0 ℃, автоматические и вариаторные коробки греются очень медленно. Особенно до тех пор, пока работают без нагрузки. Поэтому о том, чтобы прогреть трансмиссионное масло хотя бы до 80 ℃, не трогаясь с места, не может быть и речи. Но это и не нужно, ведь уже при достижении трансмиссионной жидкостью температуры 20–30 ℃ её вязкость будет превышать оптимальную лишь в десятки раз, а не в тысячи, как при отрицательных температурах.

Оптимальный вариант с точки зрения наименьшего вреда для двигателя и КПП, а также минимального расхода топлива – греть АКПП и вариатор в несколько этапов:

  1. Запускаем двигатель и даем ему поработать 1–2 минуты. К движению мотор после этого ещё в полной мере не готов, но вполне способен осилить нагрузку в виде коробки.
  2. Зафиксировав автомобиль с помощью ручного тормоза или нажатия педали тормоза, переводим селектор КПП в положение D и R. Какое именно – с точки зрения эффективности прогрева не имеет значения. Поэтому лучше выбрать наиболее безопасное. К примеру, если автомобиль припаркован передними колесами к бордюру – включаем Drive. После этого ждем ещё 3–4 минуты.
  3. Плавно начинаем движение, не забыв выбрать нужную передачу. Первые 5–10 км стараемся двигаться плавно, не превышая 2500 об/мин, без резких ускорений и торможений.

Приведенный выше порядок прогрева подходит для температур от 0 до -10 ℃. При более серьезных морозах время прогрева следует пропорционально увеличивать. В идеале следует ориентироваться по температуре охлаждающей жидкости в двигателе и масла в АКПП. Если вывести эти данные на приборную панель невозможно, стоит следить за показаниями тахометра. Падение оборотов двигателя до 800–900 в минуту указывают на то, что он прогрелся до температуры, близкой к рабочей, а значит, можно начинать движение.

Как не стоит греть АКПП и вариатор:

  • Переводить рычаг селектора в разные режимы, задерживаясь на каждом по 20–30 секунд. Такие манипуляции почти не повлияют на эффективность прогрева, при этом каждое переключение привете к скачку давления, которых в этот период лучше избегать.
  • Поднять обороты двигателя педалью акселератора. Скорость прогрева действительно вырастет, однако возрастет и нагрузка на гидротрансформатор, масляный насос и двигатель.
  • Греть на ХХ более 10 минут. Это пустая трата времени и топлива. Исправный мотор и коробка окончательно прогреются до рабочих температур на ходу.