Официальной датой открытия Лондонского метро, принято считать 10 января 1863 года.
В этот день началась история подземных железных дорог, но история проектов Лондонского метро началась лет на 20 ранее, и причиной этому стало возвращение в Англию из России, английского инженера Марка Брюнеля.
Российский император Александр I, в качестве победителя Наполеона, посещает Лондон в 1814 годы и знакомится с Брюнелем. Императора заинтересовали разработки английского инженера, поскольку в мыслях императора было строительство тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге.
Брюнель с энтузиазмом принялся за разработку шоссейного тоннеля под Невой. К 1819 году, Брюнель представил проект тоннеля, который предполагалось строить с применением проходческого щита. Подобный инженерный ход был впервые представлен Александру I и нигде в мире до того времени не применялся.
Нехватка средств приостановила воплощение смелого замысла в городе на Неве. И только разрушительное наводнение в 1824 году стало причиной вспомнить об идее Брюнеля по созданию надежных путей для переправы через Неву. Металлических мостов в то время еще не строили, а деревянные переправы были ненадёжны в условиях суровых наводнений Санкт-Петербурга. Но в 1825 году, Александр I скончался, а его преемник Николай I, технической новинкой не заинтересовался и проект тоннеля отклонил.
Лишившись поддержки в России, Брюнель возвращается в Лондон и перерабатывает проект, для создания тоннеля под Темзой. Построив проходческий щит, Брюнель начинает проходку тоннеля под Темзой. Тоннель, шириной 11 и высотой 6 метров использовался, как пешеходный, но в 1869 годы при продлении первой линии лондонского метро, по тоннелю Брюнеля пустили поезда.
Изначально все тоннели первой линии метро Лондона, строили «открытым» способов, разрывая котлован, и после укрепления стен, ставили перекрытия и засыпали землёй.
Именно такими способами строили первую линию московского метро, совмещая «открытый» способ и способ «щитовой» проходки тоннелей. Таким образом, возникло соревнование инженеров-метростроителей СССР и Англии, которое вызвало негодование со стороны последних, потому что, советские инженеры «перехитрили» англичан, усовершенствовав их изобретения, такие, как проходческий щит Брюнеля и эскалатор.
Действительно, эти технические новинки были приобретены СССР у англичан, где советские инженеры, разобрав, по винтику эти устройства, создали совершенно новые машины, пригодные к работе в условиях московского метро. Дело в том, что линии лондонского метро мелкого заложения, а в Москве, даже на первой линии, строили станции глубокого заложения, и встал вопрос, как доставить пассажиров на глубину. Поэтому английский эскалатор был усовершенствован и удлинен, что естественно, вызвал негодование со стороны изобретателей, которые считали, что в СССР украли их идеи.
Но кто же прав?
Идея строительства первого тоннеля родилась в Санкт-Петербурге. И если бы не смерть царя, вероятнее всего, что тоннель был бы построен в тогдашней столице России, ещё задолго до появления метро в Лондоне, тем более, что уже тогда предполагалось, пустить по тоннелю под Невой первые рельсовые вагоны на конной тяге. Чем не прообраз метро!
Уехав из России, Брюнель увозит с собой и идею строительства тоннеля, воплощая её уже в Англии. Метро в Москве появляется в мае 1935 года, на 72 года позднее, чем в Лондоне, но строится, как подземные дворцы, украшенные самыми дорогими отделочными материалами, оснащённое самыми современными в те годы, техническими средствами. Это вызывает недоумение во всём мире. Но такова была тогдашняя идеология, все самое лучшее для народа.
Когда Сталин спросил архитектора Алексея Душкина, почему его станция «Дворец Советов» (нынешняя «Кропоткинская») похожа на дворцовый зал египетских фараонов, Душкин не растерялся, и ответил: «У них были дворцы для царей, а у нас для народа!».
Вот такое недопонимание в нашей стране и породило массу насмешек, в виде карикатур в английской прессе. Но это не помешало нашему метро оставаться самым чистым, самым красивым и самым быстрым видом общественного транспорта.
Автор статьи: Дмитрий Терновский.