36 подписчиков

Мотор От ЛиАЗа, Защита От Мин И Скорость 130 Км/Ч: Тест-Драйв Экспортного БРДМ-2МБ «Бекас»

 Милитаристом меня назвать сложно, но надо признать, что военная техника – это нечто настолько интересное, что периодически хочется наступить своим взглядам на горло и залезть внутрь какой-нибудь...

Милитаристом меня назвать сложно, но надо признать, что военная техника – это нечто настолько интересное, что периодически хочется наступить своим взглядам на горло и залезть внутрь какой-нибудь очень необычной машины. Например, вот этого немного странного БРДМ. Почему странного? Потому что от известного всем служившим БРДМ-2 образца 1963-го года тут почти ничего не осталось. Даже колёс на этом БРДМ стало меньше, причём ровно в два раза.

ИСТОЧНИК

Уже чувствую, как у многих возник вопрос: кому и зачем вообще надо было связываться с доработкой старого БРДМ-2? Вопрос справедливый, поэтому с удовольствием на него отвечу.

Строят такие БРДМ-2МБ «Бекас» в Подмосковье на заводе «Б-Армс». Разрабатывали их тут же, причём «Бекас» – далеко не первая разработка машины на базе БРДМ-2 этого предприятия. Началось всё с того, что на 103-й Бронетанковый ремонтный завод (103-й БТРЗ) обратился заказчик с просьбой разработать модернизированный БРДМ-2. БТРЗ передал разработку прототипа подмосковному «Б-Армс», который уже имел богатый опыт работы с такими машинами. Перед «Б-Армс» была поставлена конкретная задача: разработка механической части прототипа (кузов, двигатель, трансмиссия, сиденья, частично – панель приборов).

 Милитаристом меня назвать сложно, но надо признать, что военная техника – это нечто настолько интересное, что периодически хочется наступить своим взглядам на горло и залезть внутрь какой-нибудь...-2

Опыт у «Б-Армс», как уже говорил, был. Но на первых машинах этот завод не делал ни электрику, ни систему кондиционирования кабины, ни панель приборов, которую делали на 103-м БТРЗ (и там же ставили систему наведения, связь и вооружение). Всё остальное «Б-Армс» поставлял на БТРЗ в виде тюнинг-китов, которые устанавливали на БРДМ-2. По большому счёту, стоковыми оставались два моста, раздаточная коробка, тормоза, частично – лебёдка и около 30% кузова, а всё остальное приходило на БТРЗ от «Б-Армс».

 Милитаристом меня назвать сложно, но надо признать, что военная техника – это нечто настолько интересное, что периодически хочется наступить своим взглядам на горло и залезть внутрь какой-нибудь...-3

Эти первые машины были разработаны в строгом соответствии с задачей, поставленной 103-м БТРЗ. А вот вторая машина, получившая имя «Бекас», стала воплощением идей непосредственно «Б-Армс». Тут завод не загонял себя в рамки условиями заказа, а реализовывал все свои идеи. Сами изменили и тормозную систему, и систему кондиционирования, и панель приборов, и электрику, и систему кругового обзора, и кузов.

Чтобы не повторять некоторые очевидные вещи про старый стоковый «бардак» (так часто называют БРДМ), предлагаю вспомнить наш тест-драйв прекрасного БРДМ-2 РХ для химической разведки. Может показаться, что машины почти одинаковые, однако это не так. «Бекас» совершенно другой и похож на обычный БРДМ-2 только внешне. И едет он совершенно иначе. Итак, смотрим, что в нём нового.

Тут подрезать, там нарастить

Основа для «Бекаса» – это, конечно, старая стоковая машина. Это понятно: выпуск БРДМ-2 заончился в 1989-м году, и никто сейчас не станет делать новый БРДМ-2 для того, чтобы его потом переделывать. Старые БРДМ-2 в продаже найти ещё можно. Всего их выпустили около пяти тысяч штук, из которых около двух тысяч остались в России. Вот их и используют для дальнейший переделок. Процесс выглядит следующим образом.

Берут «бардак» и начинают его разбирать и резать кузов. Из кузова всё вытряхивают, снимают башню и вырезают 70% родного металла. В итоге остаются только два моста. На них ставят новые диски и шины от БТР-80, башню от БТР-80 (можно ставить как электрическую, так и механическую, причём первая будет стоить, как полмашины), ставят усиленную защиту пола в виде дополнительных листов бронирования, боковые двери и новую круговую бронезащиту.

 Милитаристом меня назвать сложно, но надо признать, что военная техника – это нечто настолько интересное, что периодически хочется наступить своим взглядам на горло и залезть внутрь какой-нибудь...-4
 Милитаристом меня назвать сложно, но надо признать, что военная техника – это нечто настолько интересное, что периодически хочется наступить своим взглядам на горло и залезть внутрь какой-нибудь...-5
 Милитаристом меня назвать сложно, но надо признать, что военная техника – это нечто настолько интересное, что периодически хочется наступить своим взглядам на горло и залезть внутрь какой-нибудь...-6

Попутно модернизируют отсек двигателя и ставят новые капот и рундук. Топливные баки (их два) тоже ставят новые. Делают нишу выносного генератора, на башню ставят кронштейны системы наведения. На передние стёкла ставят «реснички» из брони, которые закрывают окна на случай обстрела, ставят силовой передний бампер, который позволяет «Бекасу» проезжать сквозь кирпичные стены (но без фанатизма, до 25 см – в один кирпич).

 Милитаристом меня назвать сложно, но надо признать, что военная техника – это нечто настолько интересное, что периодически хочется наступить своим взглядам на горло и залезть внутрь какой-нибудь...-7
 Милитаристом меня назвать сложно, но надо признать, что военная техника – это нечто настолько интересное, что периодически хочется наступить своим взглядам на горло и залезть внутрь какой-нибудь...-8

Существенное отличие от обычного БРДМ – это направляющие для потока воды, которые устанавливают в задней части. У старого «бардака» был водомётный движитель, у «Бекаса» его нет. Этот БРДМ плавает только за счёт колёс, поэтому ему пришлось изобретать рули. Конечно, плавать он стал медленнее, но есть и положительный момент: кабина стала значительно просторнее. Да и задачи пересекать моря-океаны перед «Бекасом» не ставили: главное – не утонуть и перейти любой брод. Для этого ему хватает даже небольшой скорости, а запаса плавучести у него достаточно в любом случае.

Затем на кузов ставят новую светотехнику. Само собой, светодиодную.

 Милитаристом меня назвать сложно, но надо признать, что военная техника – это нечто настолько интересное, что периодически хочется наступить своим взглядам на горло и залезть внутрь какой-нибудь...-9

Отмечу, что все работы с металлом проводят тут же, на заводе «Б-Армс». Это довольно важно, потому что резка и особенно сварка брони – процесс не самый простой. Однако всё получается хорошо.

После того, как кузов готов, начинают ставить мотор и трансмиссию.

Их, конечно, ставят новые. Родной мотор ГАЗ-41 (карбюраторный V8 мощностью 140 л.с.) не только страдает недостатком мощности, но и просто устарел. К тому же он чрезвычайно прожорливый и, что не менее печально, бензиновый. Солярка всё-таки безопаснее бензина, да и экономичность дизеля вместе с его тягой тоже как бы намекают на целесообразность его использования. Дизель ставят отечественный – ЯМЗ-534, такой же стоит, скажем, на среднеразмерном автобусе ЛиАЗ-429260. Правда, прошивку всё-таки меняют, и на «Бекасе» он выдаёт 200 л.с.

 Милитаристом меня назвать сложно, но надо признать, что военная техника – это нечто настолько интересное, что периодически хочется наступить своим взглядам на горло и залезть внутрь какой-нибудь...-10

Раздаточная коробка остаётся почти штатной. Начинка, конечно, новая, к тому же с другими передаточными числами, в результате чего максимальная скорость выросла – внимание! – до 130 км/ч. Это очень много с учётом того, что стоковый БРДМ-2 даже 60-70 набирал с трудом. Конечно, его можно было раскочегарить и до более высокой скорости, но пока он её набирал, любая война уже успевала закончится.

Коробка передач стоит газовская (тоже новая, синхронизированная пятиступенчатая – от ГАЗона), карданные валы самодельные.

 Милитаристом меня назвать сложно, но надо признать, что военная техника – это нечто настолько интересное, что периодически хочется наступить своим взглядам на горло и залезть внутрь какой-нибудь...-11
 Милитаристом меня назвать сложно, но надо признать, что военная техника – это нечто настолько интересное, что периодически хочется наступить своим взглядам на горло и залезть внутрь какой-нибудь...-12

Одна из существенных конструктивных особенностей «Бекаса» – установка всего силового агрегата на отдельной раме. Это позволяет в случае необходимости быстро заменить двигатель вместе с коробкой, предпусковым подогревателем и системой охлаждения в полевых условиях – можно вытащить всё это добро сразу вместе с его рамой.

Моторный отсек герметичный от кабины, но на всякий случай в его стенке оставили люки для более удобного обслуживания мотора. Однако в случае пожара, затопления или хулиганства с коктейлем Молотова экипаж от моторного отсека надёжно изолирован.

 Милитаристом меня назвать сложно, но надо признать, что военная техника – это нечто настолько интересное, что периодически хочется наступить своим взглядам на горло и залезть внутрь какой-нибудь...-13