Уже столько в наше время написано и сказано, как правильно составить резюме, что даже как-то неловко снова говорить об этом. Но получаю отклики на вакансии, мониторю работные сайты и снова вижу одни и те же ошибки.
Соискатели расслабились, поскольку рынок труда постепенно становится рынком кандидата? Если так, то зря, ведь конкуренция за управленческие вакансии, увы, не сильно снижается. А желающих работать у самых лучших работодателей всегда будет полно. Поэтому, рынок рынком, но если вы хотите найти достойное место работы, вам никак не обойтись без качественно сделанного и грамотно продающего вас резюме.
Какие основные ошибки допускают при его составлении те, кто претендует на высокие управленческие позиции:
1. Меняют заголовки и не редактируют начинку
Про то, что нужно делать несколько резюме под вакансии разного уровня и что нельзя указывать высокие должности в том варианте, где претендуешь на позицию гораздо ниже, многие соискатели, вроде бы поняли (хотя далеко не все).
Поэтому, проработав последние несколько лет директором какой-либо функции, они, откликаясь на вакансию линейного специалиста или руководителя, скромно пишут: руководитель отдела. Чтобы не пугать эйчаров избытком квалификации.
Но заголовки-то они меняют, а вот начинку – не всегда. И на этом палятся.
На днях получаю резюме на вакансию менеджера по продажам с запросом «региональный менеджер по продажам». Читаю. Кандидат последние годы работал руководителем отдела продаж. А в функционале на этих местах работы звучит следующее:
- Стратегическое и оперативное планирование деятельности компании, управление портфелем проектов, контроль за результатами и финансовыми показателями
- Руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью компании
- Организация работы предприятия
- Повышение рентабельности производства.
Хм, как минимум, это тянет на генерального или исполнительного директора, но никак не руководителя отдела.
Звоню, спрашиваю: кем работали там-то и там-то?
- Руководителем отдела продаж, - отвечает.
- И давно ли у нас руководители отделов продаж управляют деятельностью компании, повышая рентабельность производства?))) – смеюсь я. – Так каким директором вы были?
- Коммерческим, - признаётся он со вздохом.
Хотя для коммерческого функционал тоже великоват. Думаю, либо про должность врёт, либо преувеличил свои обязанности в резюме.
Ну, и зачем? Естественно, я сразу теряю к нему интерес, потому что ложь никого не красит.
2. Не указывают результаты своей работы
Линейному офисному специалисту типа делопроизводителя отсутствие результатов на каждом из мест работы ещё могут простить – ну, какие у него могут быть результаты? (хотя я бы и тут нашла, что написать). Но директору компании или руководителю отдела – точно нет. А иначе как понять, на что он способен и чего от него можно ждать?
Уже оскомину набила эта фраза «не говорите мне, что вы ДЕЛАЛИ, лучше расскажите, что СДЕЛАЛИ», но претенденты на руководящие позиции как будто не слышат её. И продолжают в подробностях расписывать в резюме свой функционал. Молодцы какие! Или выносить отдельно заголовок «достижения», а в них… опять перечислять свои должностные обязанности;)
Вы меня извините, но:
- Организация работы компании/отдела
- Разработка плана развития
- Улучшение качества обслуживания
и т.п. – это не результаты, а процессы.
У результатов всегда есть конкретика – цифры, сроки, факты, названия реализованных проектов, а не вот это всё. Кто и каким прибором измерил, что качество обслуживания улучшилось? А если это реально так, тогда должны быть какие-то реальные последствия этого нововведения – сократилось количество рекламаций, выросло число постоянных клиентов и т.п. В цифрах.
Важно не только содержимое, но и форма. Глаголы, которыми вы описываете свои достижения, должны означать законченное действие:
- не организация, а организовано такое-то мероприятие;
- не разработка, а разработана и реализована такая-то программа;
- не увеличение и сокращение, а за такой-то период выручка компании увеличена на столько-то, затраты сокращены на столько-то.
Чувствуете разницу?
Ещё в достижениях некоторые соискатели любят писать, чему они научились на этом месте работы, какие навыки прокачали. Дорогие мои, это хорошо, что вы не стоите на месте, а развиваетесь. Но любому потенциальному работодателю интересно знать, что получил от вас в итоге предыдущий наниматель, а не что вы вынесли оттуда для себя. Снижайте градус эгоцентризма, это же чистой воды маркетинг, когда вы обращаетесь к потребностям покупателя, а не зациклены сугубо на себе.
3. Описывают свой опыт работы, начиная с семнадцатого года. С 1917-го;)
Как бы уже донести до массы соискателей, что не нужно в резюме досконально пересказывать свою трудовую книжку. Никому нет дела до того, что 20 лет назад вы начинали свою карьеру с грузчика или официанта, если сейчас претендуете на вакансию директора или руководителя функции. Актуален опыт за последние 10 лет работы. Но даже из них нужно указывать только те места работы, которые релевантны запросу. К примеру, если последние 12 лет вы работаете финансовым директором, но в период кризиса 2014-15 годов вынужденно стали менеджером по продажам бытовой техники, не нужно писать это в резюме. А пробел в стаже объясните на собеседовании, когда спросят.
Если вы откликаетесь на вакансию директора по производству или IT-директора, и в её описании звучит требование уметь работать руками, вы можете отдельно в сопроводительном письме или в соответствующем разделе резюме, где перечисляете свои ключевые компетенции, указать, что начинали с должности технического специалиста. Или когда претендуете на позицию коммерческого директора/директора по продажам, где нужно самому продавать и работать с клиентами, можно кратко описать свой опыт в качестве менеджера по продажам с акцентом на результатах. А в остальных случаях это ни к чему, только резюме раздувает до невероятных размеров.
И последнее. Подготовив резюме, выйдите из роли соискателя и посмотрите на него глазами работодателя. Это сложно, да, но надо постараться. Вы же много лет сами принимали людей на работу и должны понимать, что вы хотите видеть в хорошем кандидате. Вот с этой позиции и оцените, насколько вы удачно себя презентуете в резюме. Или, если совсем сложно выйти из роли, попросите сделать анализ документа и дать вам объективную обратную связь знакомого менеджера по персоналу, руководителя компании или карьерного консультанта.
Эффективных вам резюме и достойных предложений о работе!
Галина Бобкова, карьерный консультант, www.ccgb.ru
Мои странички в соцсетях: