У меня с императором Николаем I и его женой – общее хобби: люблю смотреть на портреты красавиц тех лет. А еще обращаю внимание на то, как реагировали дворяне на красоту.
Представьте себе: Санкт-Петербург. В него стремятся служить дворяне, представители знатнейших и титулованных семейств, которые видели многое, в том числе и красавиц. Не все их предки женились ради приданого и родственных связей. Поэтому удивить таких офицеров и чиновников трудно.
Но возможно.
Слышали о таком развлечении дворян первой половины XIX века: живые картины?
Их и сейчас пытаются изображать на конкурсах красоты.
Суть развлечения. Это не спектакль, который надо долго репетировать, роль учить, а одна из сцен, где герои или вообще не говорят, или мало.
Сюжет короткий и приличный: миф, отрывок из Библии, история, сцена из литературного произведения, сказки. Обязательное требование к выбору сюжета: знать должны все присутствующие зрители, иначе неясно происходящее действо. Костюмы готовятся заранее, прически, украшения подбираются, участники репетируют.
Совершаются действия по сюжету, а затем участники живых картин на некоторое время замирают. Не двигаются, застывают (аналог - детская игра "Море волнуется", кто помнит). Получается картина, но живая, не на полотне художника, а на глазах зрителей.
Три живые картины, разыгранные за один вечер в доме Сенявиных на Английской набережной, есть в мемуарах фрейлины Александры Россет. Примечательно то, что красавица Александра Федоровна отметила успех другой дамы. Вот о нем я и расскажу...
Признанная красавица почти всего XIX века – Елена Михайловна Завадовская. Современники уверяли, что и в осень жизни графиня поражала молодостью.
Живая картина с участием графини Елены Михайловны Завадовской называлась «Мать Гракхов».
Представьте...
Кушетка. На ней - графиня. Сыновья хозяев дома играют роль ее детей: стоят за спиной. А красавица почти как на этой литографии с портрета кисти Владимира Гау:
Что за сюжет разыгрывается? Чтобы вы не бегали по интернету в поисках информации, вот:
Пара картин художников на тему символа идеальной матери:
Вроде бы ничего особенного?
В тот вечер у Сенявиных ставили подряд несколько живых картин. Участвовали признанные красавицы пушкинских лет. Картину с участием Елены Михайловны Завадовской повторяли 3 раза:
«Она так была хороша и в ней было столько спокойной грации, что все остолбенели»
***
На канале «Мой XIX век» статьи о красавицах и их мужьях:
P.S. Попробуйте завтра на работе сесть на офисный диван так, чтобы все остолбенели…