Закат жизни знаменитой красавицы-балерины Авдотьи Истоминой редко освещают, гораздо интереснее ее юность и бурная молодость. Еще бы! Из-за 18-летней красавицы и состоялась знаменитая д у э л ь четверых, участником которой стал Александр Грибоедов.
Юная Истомина была хороша. Внешность актрисы описал знаменитый театрал-современник Пимен Арапов:
«Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии».
За такую красавицу и дра лись лучшие сыны дворянских семей начала XIX века.
Но век балерины недолог. Они и сейчас на пенсию выходят официально чуть ли не в 35 лет. Кто-то, как блистательная Ульяна Лопаткина, в 43 года. Получила тихо второе высшее образование и исчезла, где-то работает, интервью не дает, дочку воспитывает. А кто-то (не к ночи будь помянута!) со шпагата не сходит…
И знаете, дорогие читатели, 200 лет назад было то же самое.
Растолстевшая балерина Авдотья Истомина уже не смотрелась на сцене Императорского театра. От воспетого Пушкиным полёта «как пух, из уст Эола» с каждым годом оставалось всё меньше. К тому же побаливали профессиональные инструменты актрисы - ноги.
В результате ей уменьшили жалованье в два раза. Не хуже пуха из уст Эола разлетались в стороны былые поклонники, на деньги которых балерина и жила до сих пор, а не на жалованье.
Актрисы Императорских театров считались государственными служащими, им полагались пенсии, льготы. Истомина попросила отправить ее на лечение на воды за казенный счет. Однако Николай I наложил на прошение резолюцию собственноручно:
«Истомину уволить ныне совсем от службы».
В советское время этот поступок императора объясняли тем, что Истомина тесно общалась с декабристами. Но давайте посмотрим правде в глаза или балерине на ноги.
Евдокия Истомина вышла на сцену в последний раз 30 января 1836 года. Какие декабристы?
Причина столь резкого поступка царя - в образе жизни, который вела актриса ранее. Александр Пушкин неспроста скабрезную эпиграмму на предмет своих воздыханий написал. Увековечил:
Царь терпеть не мог бретеров, потому что считал грехом д у э л и. А из-за Истоминой их состоялось столько, что считать и не хочется.
Впрочем, к 1836 году это уже отошло в прошлое. Ибо одно дело рисковать своей жизнью и будущностью из-за 18-летней хорошенькой актрисы (как Грибоедов и другие в 1817 году), а другое - из-за 37-летней погрузневшей дамы.
Авдотья Панаева описала бывшую обладательницу восхитительных ножек так:
«Я видела Истомину уже тяжеловесной, растолстевшей, пожилой женщиной. Желая казаться моложавой, она была всегда набелена и нарумянена. Волосы у нее были черные, как смоль: говорили, что она их красит...»
Итак, в начале 1836 года 37-летняя балерина уволена. Вскоре она выходит замуж за актера Василия Годунова. Она - ровесница Пушкина (1799 г.р.), муж младше на 21 год. Молодой и красивый, по мнению гениального актера Каратыгина, бездарный.
Семейная жизнь странной пары длилась недолго: в 1840-м был т и ф. Однако вдова снова собралась под венец, снова за коллегу, снова за молодого (на 11 лет младше). Новый муж - Павел Экунин. Говорили, что талантливый.
Ситуация сложилась весьма интересная. Балерина от своих поклонников, а также на бенефисы за 20 лет карьеры на сцене Императорского театра получала драгоценные подарки. В те годы принято было одаривать кольцами, браслетами и прочими безделушками с бриллиантами.
Экунин получил от жены в подарок всё. Целое состояние. И стал украшать себя прозрачными камушками. Он вставлял бриллианты везде: в кольца, в галстучные булавки и даже пуговицы на своих жилетах.
И тут супружеское счастье Истоминой длилось недолго. Евдокия (Авдотьи) Ильинична отправилась на небеса 8 июля 1848 года. ХО ЛЕ РЕ всё равно: балерина на пенсии или кто. Через несколько месяцев по этой же причине не стало и Экунина. На памятнике была надпись скромнее некуда:
«Евдокия Ильинична Экунина, отставная артистка».
Возможно, вы не читали о жизни других актрис XIX века: