Российская погода непредсказуема, а зима во многих регионах сурова. Помножьте это на грязные или нечищеные дороги - и вы поймете, почему в нескольких сотнях километрах от сверкающего огнями мегаполиса номера на автомобилях довольно быстро начинают выглядеть вот так:
То есть у нас налицо ситуация, когда госномер автомобиля частично или полностью скрыт снегом. С одной стороны, прикольно - начиная с этого момента камеры контроля скорости вам больше не страшны. Но с другой стороны, если вас остановит инспектор ДПС, где-нибудь на забытой Богом региональной дорожке, он с высокой долей вероятности сообщит вам о том, что вы, как водитель, совершили административное правонарушение, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 КоАП РФ. Наказание - 3 месяца лишения прав, или штраф в размере 5000 рублей.
И вроде бы, инспектор прав уже в том, что с водителя никто не снимал ответственности по поддержанию автомобиля в исправном виде, все должно соответствовать ПДД, в частности, номера должны всегда читаться.
Номер считается нечитаемым, если с расстояния двадцати метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака, а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.
Но правильно ли тут применение ч.2 статьи 12.2? Конечно же, нет. Речь в ней идет про «управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением устройств, препятствующих их идентификации либо позволяющих их видоизменить или скрыть». Впрочем, аргументы инспектора могу выглядеть очень убедительно, если он предложит растерянному водителю почитать многобуквенные выдержки из постановления Пленума Верховного суда РФ.
Ведь там написано не только про то, что под ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ попадают не только видоизмененные номера, например, с заклеенными цифрами или буквами, либо применялись различные механизмы, приборы, приспособления и иное оборудование (шторки, электромагниты), но и различные материалы, укрывающие номер или его части, препятствуя его идентификации.
"Препятствующие идентификации" материалы могут быть либо природные (листы бумаги, пластиковые карточки, картонки), либо - внимание! - природные - листва, грязь, снег. На этом месте инспектор может закрыть книжку, и внимательно посмотреть на водителя понимающим взглядом. Права нужны каждому... Так что может быть, пора начинать договариваться?
Но все не совсем так. Дело в том, что все вышеперечисленное к ситуации с "самозагрязнившимся" номером отношения не имеет. Чтобы выносить постановление по ч.2 статьи 12.2, инспектор должен доказать ваш умысел по превращению номера в нечитаемый. Таким образом, если загрязнение фрагмента связано с погодными условиями или обусловлено процессом движения, допускающим самозагрязнение, то в данной ситуации инспектор должен квалифицировать действия водителя как административное правонарушение по ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ, "управлении транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками".
То есть, упрощенно, если понятно, что номер залепился снегом сам - то штраф 500 р или предупреждение, а если очевидно, что вы его залепили сами снегом или грязью - штраф 5000р или лишение, на усмотрение суда.
Грань между статьями тут довольно тонкая. Так что долго кататься с "легально заснеженным" номером я категорически не советую! Ведь если снегопад был, предположим, вчера, а вы едете сегодня с залепленными снегом номерами - очевидно, что вы знали о проблеме, но не приняли никаких действий по очистке номера. То есть, сделали это нарочно, и в данном случае бездействие = умыслу. Аналогично - если вы скажем ездили в области по заснеженной дороге, а потом приехали в чистый город, и вас остановил инспектор. С его точки зрения вы будете 100% нарушителем на лишение - ведь вокруг чистый асфальт, а ваш номер нечитаем, так что умысел тут весьма вероятен.
Таким образом, в ситуации, когда вас остановили с случайно заснеженным номером, я рекомендую не устраивать "качели" с инспектором, сообщить ему, что умысла по сокрытию номера не было, вы двигались в режиме, в котором возможно самозагрязнение номера, и предлагаете устранить нарушение на месте. Лучше сразу почистить номер щеткой, не дожидаясь, пока инспектор сделает фото или видео.
И, конечно же, лучше до такого не доводить - после снегопада обязательно очищайте передний и задний ГРЗ перед началом поездки, не дожидаясь остановки инспектором ДПС. И еще раз обращаю ваше внимание, что в темное время суток (между временем заката и рассвета) инспектор ДПС не имеет права придираться к вашему переднему номеру, будь он хоть полностью залеплен грязью или снегом.
Теперь вам слово, уважаемые читатели. Доводилось ли вам ездить с загрязненным номером, останавливали ли вас инспекторы ДПС, выписывали ли постановления о правонарушении, если да, то по какой статье? Делитесь своим опытом в комментариях!