«Дочке 10 лет, и у нее почти нет друзей. Она умная, симпатичная, знаю, что нравится мальчикам. Но она сама быстро устает от общения с другими детьми. И я вижу, что она и не страдает от недостатка общения, любит читать, рисует, хорошо учиться. Но меня все равно это беспокоит. Не хочется, чтобы она выросла замкнутой».
- Детская замкнутость — это довольно часто встречающееся явление, дети далеко не всегда веселы и общительны, как принято обычно считать, - говорит Анна Шахова, психолог образовательной онлайн-платформы для детей iSmart.org. - Ребенку может быть сложно наладить контакт с окружающими, общаться, заводить новые знакомства, выступать перед детьми. Важно разобраться, насколько серьезной является ситуация, для этого стоит обратиться к специалисту — врачу-психологу. Он оценит состояние ребенка и предложит возможные варианты помощи. Например, может посоветовать записаться в театральный кружок: там ребенок научится раскрепощаться, станет больше общаться. Важно не торопиться с выводами самостоятельно, потому что этот же способ может подействовать противоположно и навредить ребёнку.
Что касается конкретно вашего случая, если все так, как вы описываете, вряд ли ваша дочь — замкнутый ребенок. Искать уединения она может просто в силу особенностей характера. Зачастую родители, которые с удовольствием отдыхают наедине с собой и своими мыслями сами, не осознают, что дети тоже могут нуждаться в подобном отдыхе. Кроме того, всегда важно разговаривать с ребенком — не требовать завести друзей, а попытаться разобраться в происходящем, выслушать, поддержать. И точно не стоит действовать через насилие, если будете заставлять, ситуация не просто не улучшится, а, наверняка, ухудшится.
- Хотелось бы начать свой ответ с того, кто же такой «счастливый ребенок», - комментирует психиатр-психотерапевт Юлия Шедлина. - Прежде всего, это человек, который ощущает, что его любят, таким, какой он есть. О нем заботятся и им дорожат. Он чувствует себя удовлетворенным и защищенным, уверенным в себе, свободным и самостоятельным. Он ведет себя естественно, получает радость от своих увлечений, учебы, игр. При этом он не должен получать удовольствие от общения с большим количеством людей. Все дети разные, кто-то активный, подвижный, общительный, кому-то нужен покой и любимая книжка.
Когда действительно нужно бить тревогу? Если прежде жизнерадостный и неусидчивый ребенок резко изменился в поведении: подавляет эмоции, отказывается от близкого контакта и взаимодействия с людьми, становится холодным или, наоборот, гипертрофированно устраивает истерики и протесты.