Найти в Дзене
Продажи Всем

Эффективная формула расчета рентабельности продаж

Оглавление

Анализируя отчеты бухгалтерии, предприниматели часто сталкиваются с такой ситуацией - показатели растут, а выручка - нет.

Для того, чтобы было понимание, где фирма теряет деньги, нужно анализировать рентабельность продаж.

Часто путают понятия “рентабельность” и “наценка”. Рентабельностью называют отношение прибыли к выручке. Она отражает, какую прибыль вы получаете с одного рубля.

Предположим, рентабельность равняется 40%. Это говорит о том, что, в одном рубле компания получила 40 копеек прибыли.

Зачем анализировать рентабельность?

Эти данные позволяют контролировать, как развивается бизнес. Предположим, выручка и чистая прибыль компании растет каждый месяц.

В таблице мы видим данные с января по март.

-2

Можно продать спичечный коробок за 1000 рублей, а можно вагон гвоздей и всё равно заработать 1000 рублей, потому что везде будет разная рентабельность. При этом, в примере с вагоном гвоздей будет очень большой оборот.

Кажется, что всё в порядке, выручка и чистая прибыль растут.

-3

Однако, рентабельность снизилась с 22% до 16%. Если бы в марте компания работала так же, как в январе, прибыль составляла бы не 200 000, а 275 000.

Остается проанализировать причины падения рентабельности и принять меры.

Способы расчета рентабельности

Разделяют несколько видов рентабельности:

  • по чистой прибыли
  • по валовой прибыли
  • по маржинальной прибыли
  • по операционной прибыли.

В зависимости от классификации существуют формулы, позволяющие рассчитать рентабельность.

Как рассчитать рентабельность по чистой прибыли?

Для расчета рентабельности необходимо разделить прибыль на выручку и умножить на 100%.

-4

Предположим, доход компании составил 650000 рублей. Чистая прибыль - 100000. Если подставить данные в формулу, рентабельность составит 15,3%.

Как рассчитать рентабельность по валовой прибыли.

Необходимо разделить валовую прибыль на выручку и умножить на 100%.

Предположим, киоск с пирожками продал выпечку на 250 000 ₽, а на закупку пирожков в пекарне и зарплату продавцу ушло 160 000 ₽. Валовая прибыль составила 90 000 ₽.

Теперь узнаем рентабельность продаж. Валовую прибыль делим на выручку и умножаем на 100%. В нашем случае она составит 36%.

Как рассчитать рентабельность по маржинальной прибыли.

Маржинальность — это разница между стоимостью готовой продукции и затратами на производство. Чтобы узнать рентабельность, маржинальную прибыль делим на выручку и умножаем на 100%.

-5

Как рассчитать рентабельность по операционной прибыли.

Операционной называют прибыль от основной деятельности предприятия без учёта расходов на налоги. Операционную прибыль делим на выручку и умножаем на 100%.

-6

Какие сотрудники компании отвечают за указанные виды прибыли?

Чем более высокую должность занимает сотрудник, тем он ближе к чистой прибыли. Из таблицы видно, как традиционно разделяются зоны ответственности в компаниях.

Генеральный директор - Чистая прибыль

Исполнительный директор - Операционная прибыль

Коммерческий директор - Маржинальная прибыль

Руководитель отдела продаж - Оборот

Составляющие прибыли

Прибыль можно сравнить с матрешкой.

Чистая прибыль вкладывается в операционную, операционная - в маржинальную, маржинальная - в выручку, а выручка - в показатели (например, количество сделок и средний чек).


Исходя из этих составляющих собирается схема бизнеса.
Исходя из этих составляющих собирается схема бизнеса.

Как повысить рентабельность

В первую очередь, нужно сделать управленческую модель. На основании этой модели можно увидеть взаимосвязи различных моделей, таких как средний чек и чистая прибыль.

После того, как построена управленческая модель, можно найти слабое место и принять меры.

Есть одна оговорка - у управленческой модели должна работать система сбора данных. Они должны собираться либо автоматически, либо вручную.

Предлагаем Вам наш трекинг, это система сбора данных для малого предприятия.

-8

Пишите в WhatsApp и мы вышлем Вам образец.

Подписывайтесь на наш Телеграм, там всегда много интересного и полезного