Найти в Дзене
Предпринимай!

Работу давай: как ИП нанять сотрудников

Оглавление

Мало, какую работу можно выполнять одному. Зачастую, для успеха в любом деле, нужна сильная и компетентная команда. То есть, после того, как подобрано помещение, закуплено оборудование и расходники, получен юридический статус, бизнесмену остается еще один важный шаг. А именно – нанять сотрудников. Сегодня расскажем о том, как это сделать правильно и ничего не забыть.

“Индивидуальный” – не значит один

Согласно действующей редакции Трудового кодекса РФ, работодателем может быть кто угодно. То есть не только компания – но и физическое лицо. Однако, в двух этих случаях будет действовать разная специфика. Субъекты МСП же окажутся “где-то посередине”.

Простой гражданин может заключить трудовой договор с домашним персоналом – поваром, горничной, садовником. Или с любым другим исполнителем, который будет обслуживать его личные потребности. Однако такой работодатель не может делать записи в трудовой книжке – то есть, таким специалистам нужно было как-то самим позаботиться о подтверждении официального стажа.

До 2006 года такого права не было и у предпринимателей. Однако сейчас индивидуальные предприниматели могут официально нанимать людей – эта опция остается недоступной только для самозанятых. Принимая сотрудника на работу, ИП несет все те же обязанности работодателя, что и любая организация. За небольшим исключением: например, можно не выплачивать компенсацию по сокращению штата. Эта прерогатива сохраняется только за работодателями-юридическими лицами.

-2

Стопка документов

Если дело дошло до найма, то, первым делом, нужно определиться: кто, собственно, будет производить эту операцию. Если позволяют компетенции, можно сделать это самому. Хороший вариант, тем более, что предпринимателю нужно постоянно получать новые навыки – мы писали об этом ранее. Или можно доверить эту задачу опытному кадровику. Но в любом случае, будущий сотрудник должен предоставить ряд документов (ст. 65 ТК РФ). А именно:

- паспорт;

- трудовую книжку;

- СНИЛС;

- документы воинского учета (только для военнообязанных).

Можно попросить также и дополнительные документы. Например, для подтверждения квалификации будущего работника, его соответствие заявленным требованиям, допуски к выполняемой работе. Этого может требовать специфика некоторых производств (например, строительная сфера) или же вы можете сделать это для собственного спокойствия. А для работы в сфере образования, например, необходимы справка об отсутствии судимости.

Кстати, трудовой книжки у работника может и не быть. Например, если это его первое официальное место работы. Тогда по его письменному заявлению вы должны будете ему ее оформить. А если оформляется совместительство, а не полная занятость, то можно и вовсе обойтись без нее.

Стоит помнить, что некоторым сотрудникам положены льготы и дополнительные выплаты. И вы будете обязаны обеспечить их. Однако только если у кандидата есть необходимые подтверждающие документы. К слову, закон не содержит жестких указаний на это. Но если сотрудник просит льгот, но отказывается их подтвердить – это подозрительно. Возможно, стоит вообще отказаться от работы с таким человеком.

-3

Труд должен быть оплачен

И, конечно, не стоит забывать о том, что любой работник будет ожидать зарплату согласно заключенному трудовому договору. У многих предпринимателей возникает вопрос – как правильно посчитать оплату проделанной работы? Трудовой кодекс не регламентирует этот вопрос напрямую, оставляя большое пространство для маневра. По большому счеты, вы сами решаете, сколько и кому платить. Но есть и ряд условий, которые обязательно должны быть соблюдены (ст. 136 ТК РФ).

В частности, ИП обязан выплачивать зарплату нанятым работникам не реже, чем каждые полмесяца. При этом должны соблюдаться сроки, закрепленные в трудовом договоре. И, конечно, формат: перечисление денег на карту, расчетный счет человека или же выдача наличных в кассе. И, конечно, выплачиваемая зарплата не должна быть меньше установленного в регионе МРОТ.

Для начисления зарплаты необходимо регулярно вести табель учета рабочего времени, а также проводить кадровый учет. Если зарплата была рассчитана неправильно или не вовремя, это может привести к административной или даже уголовной ответственности. Договор же, в свою очередь, может быть разных видов. Как правило, это либо трудовой, либо гражданско-правовой документ. Бизнесмену бывает трудно определиться, какую же форму выбрать. Да и сам процесс найма сотрудников может вызвать вопросы.

Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы готов поддержать столичных бизнесменов в трудных ситуациях. По этим и многим другим вопросам можно проконсультироваться со специалистами. И принять решение, которое будет законным и при этом отвечать интересам всех участвующих сторон. Консультации бесплатные, а получить их можно с помощью специального сервиса “Бизнесмаркет”.