Уж кто-кто, а итальянцы что-то понимают о мафии и организованной преступности. В конце концов, какая страна стала родиной Коза ностры? Одним из наиболее заметных режиссеров, снимавших в этом регионе о мафиози, был Дамиано Дамиани. Вспомним о его наиболее драматичном криминальном фильме - «Я боюсь».
Рим 70-х годов — место совсем недоброе. Бандитские группировки разбираются друг с другом, правые и левые радикалы сходятся в ежедневном противостоянии, а чиновники и законники поражены ядом безнадежной коррупции.
Здесь-то и живет Людовико Грациано, уже немолодой полицейский, выбравшийся откуда-то из сельских низов. Он очень устал от регулярных заварушек, а после очередной уличной стрельбы, устроенной мафиози в результате дерзкого наемного убийства, и вовсе решает уйти из полиции.
Но начальство уговаривает Людовико остаться, переведя на тихую и не пыльную работенку — охранять судью по фамилии Канчедда. Тот никак не связан ни с политическими, ни с криминальными делами, и в основном занимается различной мелкой уголовщиной. Однако рядовое убийство портового рабочего во время расследования вдруг приобретает совсем иной оборот. И теперь жизни Канчедды и Грациано оказываются в серьезной опасности.
Дамиани создал безжалостное кино. Здесь нет ни малейшей романтизации бандитизма, но и правоохранительные органы смотрятся нелицеприятно. Повсюду закулисные игры, в которых человеческая жизнь не стоит ни гроша — и в этом всем чертовски сложно разобраться главному герою Грациано (великолепный Джан Мария Волонте), ибо он не слишком образован и попросту напуган, что заставляет его делать очевидные ошибки.
Беспомощно выглядит и Эрланд Юзефсон, играющий судью Канчедду: порочная система слишком хорошо организована, чтобы один честный человек мог с ней сражаться. Безусловно с ремесленной точки зрения «Я боюсь» уступает голливудским полицейским триллерам, но натурализм стиля и градус общественной критики с лихвой компенсируют эти постановочные недостатки.