Найти тему

Четыре животных у Небесного престола (Откр.4:5-8)

Оглавление

.

.

И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу… (Откр.4:5-6)

.

Слова «от престола», «перед престолом», «посреди престола» и «вокруг престола», следующие в Откр.4:5-6 буквально одно за другим, имеют единый собирательный смысл и свидетельствуют о том, что именно Небесный престол является духовной основой и духовным источником для всех тех многоразличных властей и сил (т.е. молний, громов, гласов, светильников и т.д.), которые управляют мирозданием и посредством которых во вселенной совершаются все возможные обновления и перемены, — а Сидящий на престоле (то есть Пребывающий в самом центре Небесного храма и всего мироздания) есть Единственный Вседержитель всех этих сил и Единственный Совершитель всех сколь-нибудь значимых вселенских событий.

При этом исходящие от престола «молнии и громы и гласы», которые видит и слышит тайнозритель, в соответствии со свидетельствами ветхозаветных писаний указывают на проявления Божественной силы и прямого Божественного вмешательства в происходящие процессы и события, — а знамения в «небесных стихиях» еще в ветхозаветные времена возвещали народу Израиля и всей вселенной самые значимые перемены, направленные на спасение человечества и совершенное устроение мира.

Так, например, именно удивительные небесные явления сопровождали исход народа Божьего из рабства в Египте.

И эти же чудесные силы были явлены в событиях, связанных с дарованием народу Синайского откровения, сравн.:

Облака изливали воды, тучи издавали гром, и стрелы Твои летали. Глас грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась (Пс.76:18-19)

На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы (Исх.19:16-17)

.

Соответственно, и сопровождаемые подобными явлениями события, описанные в книге Откровение, имеют глобальный уровень и вселенский масштаб и указывают на самые существенные новозаветные потрясения мироздания.

Так, при снятии седьмой печати именно «голоса и громы и молнии» предваряют явление во вселенную семи Ангелов с трубами:

И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить (Откр.8:5-6)

.

И такие же «молнии, громы и голоса» будут явлены в тот знаменательный момент, когда на пораженный язвами ветхий мир будет излита последняя чаша гнева и ярости, и на всю вселенную прозвучит долгожданное «Совершилось!»:

Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! (Откр.16:17-18)

.

Что касается «семи светильников» и «моря стеклянного», которые по свидетельству тайнозрителя пребывают прямо перед Небесным престолом,— эти «храмовые» образы являются неотъемлемой частью величайшего вселенского священнодействия Небесной скинии и определяют настоящее и будущее всего тварного мира (этому вопросу были посвящены несколько отдельных публикаций).

Более того, именно семь огненных светильников Новозаветной Церкви, непрестанно горящих перед Престолом Творца и Вседержителя, объединяют обращение к семи церквям (где они упоминаются в Откр.1:12-13 и в Откр.1:20) и «Пророческие видения Иоанна Богослова» в единое небесное Откровение, — и при этом венчают всю представленную тайнозрителю небесную панораму свидетельством о «престольном» духовном статусе Торжествующего Небесного Собора (св. НЗ), придавая и без того удивительным пророческим видениям исключительные и всеобъемлющие масштабы и смыслы.

.

...............................................................................................................................................

.

…и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей… (Откр.4:6-8)

.

Описание четырех животных, пребывающих одновременно и «посреди престола», и «вокруг престола», не оставляет сомнений в том, что эти животные подобны шестикрылым Серафим(ам) из «небесного» видения ветхозаветного пророка Исаии, сравн:

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис.6:1-3)

.

Однако небесные животные книги Откровение подобны и четырем Херувим(ам), которых описывает в своих видениях пророк Иезекииль (Иез.1, Иез.10), и которые открывались пророку как «часть» и «подножие» Божественного Престола.

Кроме того, очень похожая образная панорама была прорисована в устройстве предела «Святое святых» рукотворного храма, где два херувима с распростертыми крыльями ограждали вход к ковчегу завета, — а другие два находились непосредственно над крышкой ковчега, сравн. – «там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым» (Исх.25:17-22, 3 Цар.6:23-27 и т.д.). А поскольку небесные животные книги Откровение располагаются «посреди престола и вокруг престола», так что Сидящий на престоле пребывает одновременно и «между ними», и «над ними», — нет сомнений, что видения главы 4 отчасти наследуют образы рукотворной скинии, где Вседержитель открывался Израилю над ковчегом откровения между херувимами.

Тем не менее, именно по причине подобия четырех небесных животных как Серафимам, так и Херувимам, сам ап. Иоанн называет их не иначе как «животные». Причем столь «нейтральное» именование этих удивительных персонажей не может объясняться тем, что ап. Иоанну недостает знаний о силах безплотных, и он просто не может определить, кого описывает (при том, что ветхозаветные пророки Исаия и Иезекииль, не восходившие на небо, к моменту описания «своих» видений таким разумением обладали, так как сразу же называли тех, кого видят, «серафимами» и «херувимами», сравн. – Ис.6:1-3, Иез.10:20).

Другими словами, с образом «четырех небесных животных» (как ранее и с образом «двадцати четырех старцев») связана определенная буквально-образная дилемма, для разрешения которой или нужно соглашаться с тем, что «четыре животных» книги Откровение не являются ни Херувим(ами), ни Серафим(ами), но представляют собой нечто абсолютно уникальное, с чем никто из пророков никогда ранее «не встречался», — или воспринимать небесных животных Откровения, имеющих внешние признаки и небесное служение, свойственные как Серафим(ам), так и Херувим(ам), новозаветным собирательным образом, который прорисовывает все высшие силы ангельские, но в глобальном смысле ими не ограничивается.

(То есть подобно тому, как двадцать четыре небесных старца в образно-собирательном смысле представляют всю Церковь Первенцев и духовное основание «человеческой части» Небесного Собора, — так и четыре небесных животных являются совокупным образом всех высших сил ангельских.

Более того, в самом отвлеченном смысле этих четырех животных можно считать символом всей тварной жизни, что объясняет и их «многоочитость», т.е. то, что они буквально «исполнены очей» и «спереди», и «сзади», и «внутри», — и несомненную «собирательность» их духовного «внешнего вида», т.е. подобие этих животных «земному» льву, тельцу, человеку и «орлу летящему».

К слову, в том же ключе рассуждает и проф. Лопухин, сравн.: «Oни называются животными (не зверями), т.е. живыми существами, и это может быть сближено с понятием человек, который есть тоже живое существо»)

Но самый весомый аргумент в пользу «собирательности» образа четырех небесных животных заключается в том, что при таком понимании небесные панорамы книги Откровение прорисовывают все сущее, включая Пресвятую Троицу (образы Сидящего на престоле, Божественного Агнца и семи огней золотого светильника), и спасенное человечество (двадцать четыре небесных старца), и все силы Ангельские, и даже всю «одушевленную тварь» (т.е. те неисчислимые «очи», которыми исполнены четыре небесных животных).

А венчает эту величественную панораму символ Вечного и Совершенного Завета Жизни: изумрудная радуга, обрамляющая Небесный престол и осеняющая всех обитателей вселенной.

.

...............................................................................................................................................

.

…и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр.4:8)

.

Поскольку разделение времени на «день» и «ночь» еще существует, а небесные животные «не имеют покоя», то есть пребывают отчасти связанными с ветхим миром, — подобное состояние Небесного Собора не может считаться совершенным (сравн. с совершенным: «…а ночи там не будет», Откр.21:25; «И ночи не будет там…», Откр.22:5).

При этом для земной Церкви такое «переходное» состояние мироздания подобно «переходу пустыни», то есть череде вселенских событий, в которых непрерывно и необратимо воплощаются в реальность образы и смыслы ветхозаветного Исхода (сравн. – Евр.4:3-11, Евр.9:24-25, Откр.12:6,14 и т.д.).

Соответственно, до тех пор, пока Церковь Христова не завершила свой спасительный путь через духовную пустыню ветхого мира, — день по-прежнему будет сменять ночь, а небожители, которые пребывают в духовном единстве с земной Церковью, ведущей на земле бескомпромиссную новозаветную брань, не могут достичь полноты Божественного покоя (сравн. – «…дабы они не без нас достигли совершенства», Евр.11:40)

Что касается слов «Который был, и есть, и грядет», завершающих «трисвятую» песнь Серафимов, описанную еще в Ветхом Завете (сравн. – «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф…», Ис.6:1-3), — эти слова есть один из самых очевидных признаков новозаветных времен, т.к. в ветхозаветной песне Серафимов не было свидетельства «был, есть и грядет», посвященного Господу Иисусу Христу (св. НЗ).

Проф. Лопухин:

Господь, явивши Себя в Ветхом (который был) и Новом (есть) Заветах, явит Себя как мздовоздателя при кончине мира (и грядет)

.

Кроме того, в самом общем смысле можно отметить, что ап. Иоанн здесь и далее приводит некоторые ветхозаветные слова и образы практически дословно, но «расширяет» их свидетельствами о новозаветной реальности, — то есть представляет явленные ему пророческие панорамы прямым продолжением Божественного Откровения и Божественного Домостроительства, начало которых было обозначено в священных текстах времен Ветхого Завета.

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Небесные славословия и венцы перед престолом (Откр.4:9-11)

Предыдущая статья: Двадцать четыре небесных старца (Откр.4:4)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #от престола исходили молнии и громы и гласы, Откр.4:5 #семь светильников перед престолом которые суть семь духов Божиих, Откр.4:5 #перед престолом море стеклянное подобное кристаллу, Откр.4:6 #посреди престола и вокруг престола четыре животных исполненных очей, Откр.4:6 #животные подобны льву, тельцу, человеку и орлу летящему, Откр.4:7 #каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг и не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Откр.4:8